Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Остойчивость школы

Бетчер Татьяна Ильинична, финалист Всероссийского конкурса «Директор школы-2010»

Кто такой директор школы? Каким он должен быть? У каждого будут ответы, основанные на рефлексии собственной деятельности. Ведь вечный вопрос профессионала: «кто я»?

Метафора, давно превратившаяся в штамп: «Школьный корабль, пересекающий океан знаний…», — натолкнула меня на размышления о школе именно с точки зрения её способности возвращаться в состояние равновесия, остойчивости[1], среди постоянно обрушивающихся на неё шквалов реформ и новаций.

Применительно к школе о равновесии можно говорить как о стабильности условий, позволяющих школе полноценно реализовывать свою образовательную программу. Эти условия создают все сотрудники школы, но, в первую очередь, директор — капитан этого школьного корабля. От твёрдости его руки, то есть от уровня осмысления своей  управленческой деятельности, от устойчивости позиции, от силы и многогранности личности всё или почти всё зависит в том, насколько уверенно его кораблю будет идти избранным курсом.

Мне возразят, что всё сказанное можно отнести к любому управленцу, и директор школы, которого всё чаще называют менеджером, отнюдь не является каким-то частным случаем. Убеждена: человек, возглавляющий учителей, в первую очередь, сам должен если не быть (сегодня часто нет такой возможности), то чувствовать себя учителем. В основе этого чувства — приоритеты: радость на лицах детей и учителей, входящих в школу утром и покидающих её после конца учебного дня; удовлетворённость родителей условиями и качеством обучения детей; добросовестный труд всех сотрудников и   достойная оплата этого труда. Всё так естественно, так понятно, но приоритеты директора-менеджера совершенно иные: эффективное, с точки зрения экономических показателей, штатное расписание, своевременная и полная отчетность по любым запросам перед вышестоящими организациями, безупречное прохождение всех проверок, быстрое и четкое выполнение любого распоряжения вышестоящей организации…  Попросту говоря, для директора-учителя важна школа как созидательное человеческое взаимодействие; для директора-менеджера  на первом месте стоит эффективность его деятельности с точки зрения руководства.

Если очень-очень захотеть, можно представить себе такую жизнь, в которой всё это не противоречит одно другому и прекрасно совмещается, но это какая-то другая жизнь, не здесь и не сейчас.

Понятно, почему происходит стремительная замена директоров-учителей на директоров-менеджеров: системе управления всегда проще иметь дело с  четкими цифрами, диаграммами и пунктами отчетности, то есть однозначными и одномерными показателями. Образование как условие конкурентоспособности страны в современном мире, безусловно, требует конкретных измерителей и экономических параметров. Но разве может быть сведено к таблицам и формам отчетности образование как условие формирования и развитие личности, как показатель нравственного состояния общества, как, наконец, социальное благо? В сознании менеджера — безусловно. В сознании учителя — никогда.

Мне уже не раз приходилось слышать, что учителями должны заниматься заместители директора, а задача директора — быть эффективным менеджером и  выстраивать внешнюю политику. На самом деле, именно функционал заместителей директора построен, в  основном, на решении менеджерских задач, а директор школы должен быть именно лидером, идеологом, предводителем учительского коллектива.               Капитан корабля знает, что успех плавания зависит от профессионализма помощников, штурмана, боцмана, каждого матроса и общей дисциплины. В школе сложнее: чем профессиональнее, ярче личности учителей, тем сложнее с дисциплиной, тем труднее сплотить команду. Именно от личности директора  зависит, как будут выстроены все взаимодействия в коллективе, будут они способствовать развитию коллектива или его развалу, какие ценности будут приняты сотрудниками как приоритетные, какие стимулы будут двигать людьми… Не только профессиональная, но и нравственная жизнь педагогического коллектива во многом и многом зависит от личности первого лица. И, конечно же, то,  как ведёт себя школьный корабль под напором внешних  обстоятельств, полностью зависит от его капитана — директора.

Но… Если настоящий капитан, уходя в плавание, обличён всей полнотой властных полномочий, то полнота полномочий директора школы в последние годы стремительно съёживается, уменьшаясь, наподобие шагреневой кожи, и школьные корабли, тяжело переваливаясь на волнах нескончаемых новаций и преобразований, клонятся то на правый, то на левый борт.  Что ж, именно на капитанском мостике сразу чувствуется нарушение остойчивости судна и потому именно капитанский мостик — место принятия самых трудных и необходимых решений.

Итак, личность директора — важнейшее условие остойчивости школы в образовательных бурях.

Я постаралась вспомнить в нашем кинематографе привлекательный образа директора школы. Конечно, сразу вспомнилась «Республика ШКИД» и её отважный и удивительный директор Викниксор (Виктор Николаевич Сорокин), сыгранный С. Юрским. По ассоциации потянулась цепочка: «Путёвка в жизнь» и решительный, жесткий, волевой Николай Иванович Сергеев, организатор коммуны ОГПУ для беспризорников; «Флаги на башнях» и Антон Семёнович Макаренко, создатель и директор школы-коммуны; наконец, Павел Васильевич Антонов, начальник летнего спортивно-трудового лагеря для трудных подростков (В. Приёмыхов) в фильме «Пацаны». Но тут я себя остановила: это всё о директорах учреждений, куда попадают дети, выпавшие из школы, из социума, и только жёсткость и сила личности может противостоять стихии беспризорничества и преступности, не говоря уж о том, что большинство названных фильмов  совсем из другой эпохи.

Каким же видят сценаристы и режиссёры директора обыкновенной школы? В лучшем случае — это никакой директор, как в «Доживём до понедельника» или в мультфильме «Чебурашка идёт в школу», в худшем — самодур или вымуштрованный исполнитель, как в недавней «Училке». Наконец, нашелся пример: у Б. Васильева в повести «Завтра была война» есть замечательный образ директора школы, Николая Григорьевича Ромахина, сыгранного в одноименном фильме С. Никоненко. Да, это образ директора, который умел смотреть правде в глаза, всё понимал, был смел и честен со своими учениками. Завуч на него донесла, и директор был снят. Но опять другая эпоха, совершенно иные ценности и мотивы поступков.

После долгого перебора в памяти названий и сюжетов припомнился фильм, во многом уникальный для отечественной школьной фильмографии, — «Расписание на послезавтра», снятый в 1978 году. События фильма происходят в физико-математической школе имени академика Ландау. Директором школы является Андрей Андреевич, ученый с мировым именем, в роли которого Олег Даль. Пожалуй, это единственный в нашем кинематографе образ директора, который возглавляет школу не как функционер, а как её создатель, идеолог и протагонист. И каждый учитель в этой школе неповторим и интересен, и новый учитель литературы Антонина Сергеевна (М. Трехова) — единственный  лирик  среди математиков и физиков — смогла убедить учеников и коллег в том, что их мир без Пастернака и Цветаевой неполон потому, что сама в это свято верит. «Послезавтра» до сих пор не наступило, а, быть может, быстро-быстро сменилось «после-послезавтра», потому что и сегодня фильм и его герои  воспринимаются как желанное несбыточное.

Именно ожидания, связанные с ролью директора школы у вышестоящих руководителей, у педагогического коллектива и сотрудников, у родителей учеников, да и у самих учеников, настолько противоречат друг другу, что возникает мысль о том, что одного директора мало. Вадим Мошкович, разрабатывающий проект создания новой негосударственной школы «Летово», так и поступил — пригласил двух директоров: первого, Михаила Мокринского, потому что ««Летово» требовался человек с редкой компетенцией — стратегическое видение плюс умение разбираться в деталях и понимание, что и как делать с нуля. Второй директор — Решат Ариель, создавал и возглавлял школы в Европе и Азии. У него богатый опыт построения практик, стандартов, процедур и участия в международных комиссиях по аккредитации. Мы его пригласили, чтобы не упустить ничего важного из международного опыта и с целью избежать известной ошибки — не изобретать велосипед»[2].

Но для массовой школы это тоже сюжет из «прекрасного далёко», а пока только некоторые города, например, Екатеринбург, могут позволить себе иметь представительскую фигуру мэра для связей с общественностью и сити менеджера для ежедневной практической работы. Для муниципальной школы бюджет ни в коем случае не предусматривает раздвоение директорской личности, поэтому необходимо собрать всё возможное в одном лице.

Итак, какой же видится личность современного директора школы, способного не только стоять у штурвала в парадной форме с поднятой к козырьку рукой, но ставить цель, вырабатывать курс, твердо держать выбранное направление, несмотря на внешние атаки и внутренние  противоречия, и быть опорой и гордостью команды во всех испытаниях?

Естественно, всё начинается с перечисления профессиональных качеств и компетенций: организаторские способности и лидерское начало; умение создавать команды и работать в команде; умение брать на себя ответственность за решения и умение делегировать полномочия; решимость следовать избранным путём и способность к критической самооценке, позволяющая исправлять ошибки; открытость всему новому, готовность к инновациям и уважение к традициям, потребность в опоре на фундаментальные ценности; широта кругозора, общая культура, способность увлекаться людьми и идеями и развитые коммуникативные, дипломатические, ораторские навыки; готовность лично участвовать в любых полезных состязаниях от шутливых «Весёлых стартов» и легкоатлетической эстафеты до профессиональных конкурсов.

 

При этом: свобода от страха утраты властных полномочий и вообще от страха перед вышестоящими; безоговорочная честность в отношении как бюджетных, так и внебюджетных средств образовательного учреждения; способность встать выше всех сплетен, интриг, подковёрной борьбы и вера в профессионализм, добросовестность, честность и преданность сотрудников своей школе и своему делу (а не лично директору!); нравственная чистоплотность как в личных, так и в служебных, и в общественных отношениях; внутренняя потребность и умение отделять личное от профессионального как в оценке подчинённых и выстраивании отношений с ними, так и во взаимоотношениях с вышестоящими руководителями.

И ещё: ни при каких обстоятельствах он не может доносить на коллег; ни при каких обстоятельствах он не может унижать и унижаться, и в любых обстоятельствах он помнит, что никому в школе — от первого зама до самого младшего ученика — никогда не может стать стыдно за своего директора.

 

И никак иначе. Только такой человек, точнее, стремящийся к этому образу человек, может быть гарантом остойчивости школьного корабля, только так он может на протяжении многих лет вести его по бурному морю между скалами реформ, мелями меняющегося законодательства, накатывающих валов родительского недовольства и всевозможных проверок и штилей полного безденежья.

Но главное даже не это. Всё перечисленное и не вошедшее в перечень объединяется в словосочетание  «многогранная созидательная личность» и только такая личность может возглавлять настоящий, то есть высокопрофессиональный педагогический коллектив, коллектив многогранных созидательных личностей.  Только такие учителя могут выпустить в жизнь настоящих граждан страны, настоящих будущих отцов и матерей, настоящих профессионалов. Значит, директор должен быть первым среди равных. Свободный и ответственный лидер коллектива свободных и ответственных педагогов.

 

Бетчер Татьяна Ильинична,
финалист Всероссийского конкурса «Директор школы-2010»

 

 


[1]Осто́йчивость — способность плавучего средства противостоять внешним силам, вызывающим его крен или дифферент, и возвращаться в состояние равновесия по окончании возмущающего воздействия. Остойчивость — одно из важнейших мореходных качеств плавучего средства. Применительно к судам используется уточняющая характеристика остойчивость судна. Запасом остойчивости называется степень защищённости плавучего средства от опрокидывания. Внешнее воздействие может быть обусловлено ударом волны, порывом ветра, сменой курса и т. п.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%D1%87%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

[2]http://www.forbes.ru/milliardery/319459-otkrytoe-prostranstvo-zachem-vadim-moshkovich-stroit-nekommercheskuyu-chastnuyu-s

   
 
 
 

16.02.2017  |  Просмотров: 1583  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые материалы

Четыре месяца из жизни Тихона

Кучеренко Елена Анатольевна

О системах оценки…

Приходько Сергей Сергеевич

Рецепты компромиссов

Селиванова Надежда Анатольевна

 


 

Самые популярные материалы

Четыре месяца из жизни Тихона

Кучеренко Елена Анатольевна

О системах оценки…

Приходько Сергей Сергеевич

Рецепты компромиссов

Селиванова Надежда Анатольевна

 


 

Самые обсуждаемые материалы

Рецепты компромиссов

Селиванова Надежда Анатольевна

О системах оценки…

Приходько Сергей Сергеевич

Четыре месяца из жизни Тихона

Кучеренко Елена Анатольевна

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.