Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

«Noblesse oblige»

Поташник Марк Максимович, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, г. Москва

Чтобы понять сущностный и ценностный смысл статьи, я расскажу предысторию. В июле 2016 года я узнал, что некто Т.Н. Чеченкова из гимназии «Интеллект» г. Ессентуки приобрела сразу несколько десятков экземпляров нашей (совместно с М.В. Левитом) книги «Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Ни одна другая школа города, и ни одна школа других городов Кавминвод на тот момент не приобрела ни одного экземпляра. В Интернете я разыскал телефон гимназии и так вышел на Татьяну Николаевну. Меня интересовало, почему она купила книгу для каждого учителя своей гимназии...

Директор рассказала, что у гимназии немало заслуженных достижений по результатам ОГЭ-ЕГЭ, в разных городских, краевых и общероссийских конкурсах, соревнованиях, смотрах, фестивалях и т.п., но она заметила, что люди то ли устали, то ли привыкли к успехам, то ли лень появилась. «В общем, — сказала Татьяна Николаевна, — стал пропадать блеск глаз». Нужна была идея, которая бы заразила интересом всех.

Размышляя надо всем этим, думая об августовском педсовете, она вспомнила о вопиющем, непримиримом противоречии между ЕГЭ (который для педагогов гимназии особого интереса уже не представлял, ибо высокие баллы достигались) и ФГОС, о котором больше говорили, чем знали и понимали это, несомненно, серьезное интеллектуальное новшество. ЕГЭ ориентировал учителей на получение высоких результатов только по предметным знаниям, ФГОС — требовал еще и показателей развития (метапредметные результаты), и показателей воспитанности (личностные результаты), которые никто не знал, как оценивать.

Так и возникла идея в виде вопроса «Как вам удается (и удается ли?) в своей урочной предметной деятельности совмещать следование ФГОС и ориентацию на приемлемые показатели ОГЭ-ЕГЭ?». Вопрос проблемный, непростой, у всех вызывал интерес. Чтобы ответить на него, учителей нужно было перевести в категорию учеников, то есть повернуть их к самообразованию, а значит к книгам...  

Когда Татьяна Николаевна пригласила меня посетить ее гимназию, чтобы я оказал научно-методическую помощь учителям, она думала не как директор одного из образовательных учреждений Ессентуков, а как общественный деятель системы образования Кавминвод, ибо, обсуждая программу моего визита, просила не только о посещении своей гимназии, но и о курсе лекций по освоению ФГОС для всех учителей города, а также учителей Пятигорска, Кисловодска, Лермонтова, Железноводска, Невинномысска, Предгорного района и др., что и было реализовано в зале на 450 мест. Представьте,  сколько нужно было для этого задействовать различных служб, сколько управленческих сил потратить, скольких людей вдохновить, воодушевить. Вот такое было воодушевляющее управление для учителей.

Об административном ресурсе. Обычно под этим словосочетанием понимают использование давления руководителей учреждений по отношению к учителям, когда убедительных аргументов недостаточно.

Однако  Т.Н. Чеченкова использует этот свой ресурс весьма своеобразно и только по отношению к тем, кто беспардонно мешает работать ее учителям. Причем все ее приказы имеют четкую правовую основу. Охрана гимназии, согласно приказу директора, не допускает в учреждение ни одного постороннего (кроме форс-мажорных ситуаций, разумеется), ни одного проверяющего до конца уроков (будь то работники любых надзорных органов, включая прокуратуру) без предварительной записи (согласования).

Она хорошо знает Федеральный Закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора)», который налагает ряд ограничений на действия надзорных органов при проведении проверок.

Например, плановые проверки не могут проводиться чаще, чем один раз в три года, а внеплановые проверки проводятся только при получении согласия прокуратуры. Не является основанием для назначения проверки анонимное сообщение. Проверка должна носить уведомительный характер, и проверяемое учреждение пользуется презумпцией добросовестности.

Процедура проверки специально обременена такими атрибутами, как:

  • обязательное представление директору учреждения приказа или распоряжения о проведении проверки, подписанного руководителем проверяющего ведомства;

  • предъявление должностных удостоверений проверяющими;

  • предъявление плана проведения проверки, с указанием целей, предмета проверки, сроков, состава проверяющих лиц, перечня административных регламентов;

  • предъявление перечня документов, которые обязана предоставить проверяемая организация.

«Что уж Вы с ними так сурово?», — поинтересовался я и услышал в ответ:

«А иначе я бы из директора образовательного учреждения превратилась в жалкого холопа, обслуживающего все надзорные, административные, хозяйственные и прочие службы. Мною вертели бы, как хотели, даже общественные организации. Я вижу в кого превращаются некогда хорошие директора школ, если они не сопротивляются чиновничьему произволу».

Вот так использует Татьяна Николаевна свой административный ресурс.

Педагогический ансамбль

Восемь лет назад, когда поступило предложение стать директором, у Татьяны Николаевны не было знаний управленческой науки. Она понимала, что должна найти какую-то управленческую идею сначала для себя, чтобы потом выйти с ней к учителям. Источником поиска в то время для нее были собственная профессия — учитель музыки, и опыт работы в этом качестве. Ну, и природные данные, интеллект, эрудиция. Из этих источников в голове и в душе возникла идея создания из имеющегося сообщества учителей, как она сказала: педагогического ансамбля школы.

«В первозданном значении «ансамбль» — термин музыкальный. Но при метафорическом переносе он означает не простое сообщество людей, а сообщество-оркестр, где каждый, играя на своем инструменте, создает созвучие, гармонию, органично сочетается с коллегами, создавая единое, целостное непротиворечивое образование, во главе которого стоит композитор или дирижер — в нашем случае руководитель школы», — объяснила свою позицию директор гимназии «Интеллект».

Некоторым нравится слово «команда» — термин, пришедший в управление образованием из бизнеса. Это добровольное сообщество автономных, суверенных, развитых личностей, исповедующих одинаковые или близкие ценности и связанных отношениями взаимодействия, сотрудничества, солидарности, но главное — где каждый оберегает автономию другого, считая ее ценностью.

Откровенно говоря, я был ошеломлен этой безупречно грамотной и глубоко научной лекцией директора гимназии.

А по поводу моей якобы чрезмерной романтизации скажу: такие важные психологические феномены, как мотив (побудительная причина хорошей работы или учебы), мотивация (как деятельность руководителя) имеют много общего с понятием «мотив» в музыке. Это я и как музыкант, и как директор гимназии говорю».

 

При ориентации на ЕГЭ патриотизм у детей не воспитаешь

В программу моего пребывания в ессентукской гимназии «Интеллект» входила и встреча со всеми учителями-воспитателями для обсуждения проблем освоения ФГОС. Естественно, я хотел предварительно посетить уроки, чтобы иметь представление о том, как учителя владеют стандартами в своей повседневной практике. Сказал я об этом директору очень осторожно, предупредив, что хотел бы посетить уроки только тех учителей, кто сам этого пожелает, без какого бы то ни было влияния руководителей гимназии. Каково же было мое удивление, когда мне сообщили, что все учителя приглашают к себе на урок, и я выбор должен сделать самостоятельно.

Согласитесь,   приход на урок академика и доктора наук из Москвы к учителю из географической провинции все-таки вызывает сильный напряг и некомфортное самочувствие учителя, что понятно. Но чтобы все хотели прихода такого гостя с директором — редкая ситуация. Побывал на уроке математики во 2-м классе, на уроке литературы в 9-м классе, на уроке английского языка в 7-м классе. Общее на этих уроках было то, что в соответствии с требованиями ФГОС дети были активными субъектами образовательного процесса, и их субъектная позиция возникла не сама по себе, а в результате стиля работы учителей длительное время. Это дорогого стоит.

Что касается оценки деятельности учителей, то воспользуемся известной триадой: педагогика как ремесло, как мастерство, как искусство. Все трое педагогов, несомненно, — мастера своего дела (если судить и по процессу, и по результатам), причем мастера высокого уровня с явными элементами творчества, касающимися ФГОС. Метапредметные умения формировались осмысленно, а воспитательные результаты достигались через все четыре возможных канала: через содержание основ наук, через методы обучения, через стихийно возникшие или срежиссированные учителем воспитательные ситуации и главное — через личность самого учителя.

 

«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…»

Не станем перечислять официальные (по ЕГЭ) результаты работы гимназии. Поверьте,  они очень хорошие. Меня интересовали причины этих высоких показателей. Я ожидал от директора рассказ о какой-то эффективной сложной разносторонней системе методической работы с учителями. Но Татьяна Николаевна стала рассказывать об участии почти всех учителей гимназии в различных конкурсах («Учитель года», «Педагогический дебют», «Самый классный классный» и пр., и пр.), ярмарках педагогических идей, фестивалях инноваций и т.п. Я был удивлен, поскольку эти мероприятия, пафосно называемые профессиональными соревнованиями педагогов, отнимают у учителей очень много сил и времени, а уровень их проведения оставляет желать лучшего. Организаторы этих шоу напоминают едко высмеянную еще А.С. Грибоедовым репетиловщину («Шумим, братец, шумим…»), о чем я с  иронией сказал директору и начал расспрашивать о серьезных и эффективных формах работы с кадрами.

«Вы не совсем правы, — опять возразила Татьяна Николаевна. — То, что вы считаете серьезными формами (спланированное личное самообразование каждого, чтение книг, собственные творческие работы и пр.) — все это у нас есть и находится под контролем моих заместителей. Но у меня сейчас была другая задача: преодолеть скованность учителей, зашоренность только своим предметом, боязнь публичности; выработать умение быть находчивым, для чего необходима эрудиция и опыт нахождения оптимального решения в незнакомой ситуации, и т.п. Всего этого традиционными серьезными формами не решить, а вот всякого рода соревнования, пусть и с привкусом шоу, как раз помогают раскрепостить учителя, чтобы он не боялся импровизировать. А это очень даже способствует развитию не учителя-туннельника, а учителя-эрудита, находчивого мастера и творца, коммуникабельного и свободного человека.

Что же касается вашей иронии в отношении конкурсов, соревнований, игр, так называемых ярмарок и фестивалей идей и т.п., то по поводу их низкого качества я с вами согласна, но вспомним мудрую Анну Андреевну Ахматову, ее стихотворение «Тайны ремесла»:

… Когда б вы знали, из какого сора

   Растут стихи, не ведая стыда...».

Ответить мне было нечего.  

Друзья гимназии и внеурочная воспитательная работа

Внеурочная воспитательная работа насколько важна, настолько и сложна, учителя почти всегда перегружены, да и для развития детей вне урока нужен свой талант. Если всю внеурочку повесить на учителей, то она быстро формализуется и превращается в оставшиеся с советских времен так называемые классные часы, содержание которых сводится либо к занудным монологам классных руководителей на морально-этические темы, либо к разбору произошедших негативных событий, что современные дети с иронией называют «гнилым базаром» или «вынесением мозгов».

Чтобы этого всего не было, и нужны внешние связи. В гимназии «Интеллект» это понимают и привлекают для внеурочной работы друзей школы. Рассмотрим только три (из множества), на наш взгляд, ценных социально значимых дела, организованных безвозмездно друзьями школы.

Творческая мастерская «БЛГ»,  названная по имени создателя и организатора  Берберова Лазаря Георгиевича — человека увлеченного, с горящим взором, влюбленного в свое дело и детей работает с 2003 года, и объединяет интересных людей Кавказа, дает им возможность реализовать себя в творчестве с гимназистами. Мастерская издает исторические книги, альбомы, литературные альманахи; выпускает серию уникальных открыток «Памятники истории и архитектуры Кавказских Минеральных Вод»; сотрудничает с прекрасными писателями, фотографами, художниками, режиссерами, докторами, учеными, коллекционерами, организует очные и заочные экскурсии по Северному Кавказу. Все это делается в помещении гимназии или вне ее и только вместе с гимназистами.

Я спросил у выпускников, что им дает эта внеурочная работа: «Интересно постижение искусства художественной фотографии, полиграфического процесса, сравнение получившихся вариантов ракурсов с подлинным впечатлением. И появляется понимание, в каком благословенном месте мы родились и живем, возникает реальное чувствование своей малой родины. И хотя жизнь наверняка разбросает нас по стране и миру, мы знаем, что сюда мы обязательно будем возвращаться».

Есть у гимназии многолетний друг — настоятель храма Петра и Павла в Ессентуках отец Андрей, руководитель Центра по делам молодежи при Пятигорской и Черкесской епархии. Он проводит беседы на этические, общекультурные и культурологические темы, анализирует с гимназистами программы современного телевидения, содержание популярных соцсетей из Интернета. У ребят есть номер его сотового телефона. Они могут к нему обратиться по личным вопросам. Это и есть социальное служение церкви, а не осуждаемое в светском сообществе миссионерство.

Гимназия «Интеллект» — единственное образовательное учреждение в городе, где изучается французский язык как второй иностранный. Часов, естественно, не хватает, но это обстоятельство компенсируется сотрудничеством гимназистов с местным отделением франко-русского клуба «Шанс».

Шкрабы и педагоги

Пожалуй, наиболее неприятным и обидным для Татьяны Николаевны как директора являются нередкие упреки коллег, когда гимназию награждают за что-то хорошее: «Еще бы Вы со своими «отобрышами» и не занимали призовые места». Эти обидные реплики вынуждали что-то объяснять, то есть оправдываться. Не будешь же каждый раз говорить, что гимназия принимает всех, хотя и убеждает некоторых родителей, что их сыну или дочке будет трудно осваивать профильную гимназическую программу. Убеждают аргументами, профессионально и всегда терпеливо, терпимо и уважительно. Но если родители настаивают, то ребенка все равно принимают, мучаются с ним, но доводят до выпуска.

Директор понимала, что для коллег из других школ города нужны факты такой убеждающей силы, чтобы несправедливые упреки прекратить раз и навсегда. И идея была найдена: брать тех, от кого все отказываются, и спасать их, давая полноценное среднее образование. Ждать подходящего случая не пришлось.

Владимир П. десять лет учился в большом северном городе одного из наших очень богатых нефтяных округов. Отношения с учителями и с семьей у него там не заладились, парня официально исключали аж из трех школ. Он ненавидел тех своих учителей, а они — его. Отчаявшись, родители привезли его в Ессентуки, где жила бабушка, надеясь, что пока разберутся, не мытьем  так катаньем, но как-нибудь среднюю школу удастся закончить. Но не тут-то было: все школы отказались принимать трижды исключенного, да еще в выпускной класс. Не будем кривить душой: понять этих директоров можно и язык не повернется их осуждать. Последнее учреждение, куда родители и не смели-то обращаться, была гимназия «Интеллект». Отец пришел к Татьяне Николаевне и прямо сказал о сыне: «Раздолбай!». И добавил: «Очень обозлен на учителей. Переходный возраст». И просил о понимании, о любезности.

Татьяна Николаевна решила рискнуть. Это не было авантюризмом (покушением с негодными средствами), ибо директор хорошо чувствовала и понимала силу доброго духа гимназии, неформальную заинтересованность своих педагогов в судьбах каждого. Учителям сказала: «Это проверка нашего профессионализма».

Первые две недели парень на уроках и переменах приглядывался. Потом из глаз исчезла затаенная злость и настороженность. Возникло удивление. Были попытки двух провокаций с его стороны, но учителя и ребята не поддались на них. Через две недели он подошел к директору и сказал: «Вы все тут надо мной прикалываетесь или вы на самом деле такие?». Оказалось, что доверительные и открытые отношения между учителями и учениками, которые в гимназии «Интеллект» были нормой, ему, прибывшему из школ с другими отношениями, казались необычными. Постепенно Вова начал оттаивать и расцветать: стал активным участником школьного самоуправления, блестяще провел восемь утренников в качестве Деда Мороза (это огромный изнурительный труд), стал знаменосцем, диджеем. А в конце года на грандиозном итоговом мероприятии ему вручали благодарности, грамоты, награды.

Его родители все снимали на видеокамеру. Директор подошла к ним, чтобы поблагодарить за сына, похвалила их за то, что все было отснято, ведь это такая память для него, для родителей, для его будущей семьи! На что отец выпускника ответил: «Да снимали мы не столько на память нам, сколько в «подарок» тем школам, которые избавлялись от нашего сына, мы им подарим диск и подпишем «Это не наш сын не состоялся, это вы не состоялись как педагоги».

Сейчас Владимир уже взрослый женатый человек. Он принял присягу, отслужил в армии, государство ему доверило оружие и наш покой. Когда он приезжает в Ессентуки, обязательно приходит в гимназию и непременно обнимает своих дорогих педагогов: «Если бы не вы, я бы не состоялся в этой жизни». Отец же Володи, как-то зайдя в гимназию, признался: «Мы в мыслях уже было смирились с тем, что сын окончательно потерян. То, что сделала ваша гимназия, — это чудо. И волшебница, сотворившая его, это вы».  

И историй таких, когда гимназия спасала судьбы учеников, от которых отказывались другие, у Татьяны Николаевны не одна, после которых многие уже не смеют упрекать гимназию так называемыми «отобрышами».

Для справки: кто такие профессиональные педагоги — ясно; а вот «шкрабы» — это устаревшая аббревиатура от «школьные работники». Понятие со временем трансформировалось, стало означать убогих учителей, формально выполняющих свои обязанности, потом появился и брезгливо-презрительный оттенок. Обогатили его и уголовники: на их жаргоне «шкраб» — это жадный, жестокий надсмотрщик. Заметим, именно шкрабами Владимир называл своих «учителей» из далекого большого северного города.

Если говорить о спасении не только судеб, но и жизней больных детей, то в гимназии «Интеллект» организована и налажена постоянная работа с детьми, учителями, родителями по систематическому сбору средств на лечение тяжело больным детям и адресному отчислению этих средств в самые различные фонды («Подари жизнь», «Русфонд» и др.).

Это требующая немалых сил организационно-воспитательная работа: разработка и распечатка листовок, которые расклеивали по всему городу, подготовка сотен флаеров, которые ребята раздавали прохожим и рассказывали о беде, в гимназии провели несколько мероприятий, направленных на сбор пожертвований, разумеется, привлекая родителей. Результат — всегда собирали нужную сумму на поездку, оплату проживания мамы больного ребенка на период операции и реабилитации. А самое главное, это воспитание привычки у детей помогать нуждающимся. И каждая спасенная жизнь воспринимается как победа.

 

Творческий директор-педагог с сертификатом… по утилизации помоев

Было время, когда все (и я в том числе) доказывали, что директор школы — это не только Учитель учителей, не только и не столько Главный учитель, а еще и именно квалифицированный хозяйственник-администратор, создающий условия…, обеспечивающий… и потому ему срочно необходимо второе высшее — управленческое (юридическое, экономическое) образование. Сейчас другая крайность: многие директора стали хозяйственниками, администраторами, а руководителя школы с душой и умениями педагога трудно найти.

Т.Н. Чеченкова занимается не только учителями, учениками, родителями, образовательным процессом, то есть педагогикой. Она, как и все ее коллеги в стране, решает уйму хозяйственно-административных задач: это бесконечные отчеты, справки, информации, мониторинги, телефонограммы, факсы, совещания во всех надзорных и прочих органах, ликвидация аварий и т.д.

– А вы не боитесь, что вся эта так называемая менеджерская работа так или иначе вытравит из вас все педагогическое? — спросил я. — Ведь очень многие директора школ в стране уже давно превратились в чуждых детям администраторов и бюрократов настолько, что без стеснения сами о себе рассказывают анекдот: «Дети в школе — это то, что мешает администрации полноценно работать с документами».

– Вытравить из меня педагога невозможно. Во-первых, я сама веду уроки МХК; во-вторых, два дня в неделю с удовольствием посещаю уроки учителей; в-третьих, вся внеурочная работа проходит не без моего участия, — ответила директор.

Но правды ради должен сказать, что даже такого преданного педагогике, учителям, детям, сохранившего себя в профессии человека, как Т.Н. Чеченкова, эта непомерная по объему, по бессмысленности и глупости административно-хозяйственная и бюрократическая работа иногда, что называется, достает: «Я тут вынужденно оказалась засланной на курсы по… утилизации бытовых отходов (то есть помоев)», — написала Татьяна Николаевна. Логично было бы провести такие курсы для завхозов, но у нас чиновники почему-то хотят учить именно директоров. Понять досаду и едкую иронию директора гимназии можно. Курсы, разумеется, платные, аж на 112 академических часов и названы не просто солидно, а до карикатурности солидно: «Обеспечение экологической безопасности руководителями общехозяйственных систем управления».

Можем себе представить содержание, где часы будут потрачены на изложение… доктрины (экологической безопасности), концепций, парадигм, принципов и пр., и пр. вместо того, чтобы выдать завхозам школ грамотную памятку с перечнем  обязательных мероприятий по утилизации этих самых бытовых отходов.  «Меня на несколько дней оторвали от учителей, от детей, от семьи, от людей, которым я нужна, от моей работы. Ради чего? Ради получения «помойного» сертификата. Вы только представьте себе, сколько я недодала гимназии, детям. И не поехать не могла, чтобы не подвести Управление образования, администрацию города».

*       *       *

Перед отъездом из Ессентуков я поймал себя на мысли, что Татьяна Николаевна в любой референтной группе естественна, благожелательна, уравновешена, как говорят, она везде своя: и среди учителей, и среди детей, и среди коллег руководителей школ — ей и с ней всем комфортно.

 – «Как вам это удается?» — спросил я.

– «Noblesse oblige» — ответила директор гимназии «Интеллект»,     «положение обязывает».

Татьяна Николаевна — явно не случайный лауреат Всероссийского конкурса «Директор школы- 2015».

 

            Поташник Марк Максимович,
доктор педагогических наук,  профессор, академик Российской академии образования, г. Москва

 

   
 
 
 

16.02.2017  |  Просмотров: 1298  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 


 

Самые популярные материалы

Таинство регламента

Рачевский Ефим Лазаревич

Способный учить и учиться

Рачевский Ефим Лазаревич

«Noblesse oblige»

Поташник Марк Максимович

Правила куратора

Куксо Екатерина Николаевна

Остойчивость школы

Бетчер Татьяна Ильинична

 


 

Самые обсуждаемые материалы

Таинство регламента

Рачевский Ефим Лазаревич

Правила куратора

Куксо Екатерина Николаевна

Остойчивость школы

Бетчер Татьяна Ильинична

«Noblesse oblige»

Поташник Марк Максимович

Кому должна школа?

Шупилова Людмила Анатольевна

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.