Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Способный учить и учиться

Рачевский Ефим Лазаревич , Народный учитель Российской Федерации, директор ЦО №548 «Царицыно», г. Москва

Исследования, проведенные в последнее десятилетие, посвященные анализу обобщенного портрета директора школы России[1], показывают, что, прежде всего, состоялась смена поколений руководителей. И вместе с этим, сменилось функциональное наполнение роли как директора, так и учителя.

Сегодня постепенно исчезает классический типаж Главного Учителя школы, так хорошо нам знакомый по образам, созданным в советском кино. Вспомним замечательный фильм Б. Фрумина «Дневник директора школы» 1975 года, где, образ созданный Олегом Борисовым, демонстрировал нам глубокую интеллигентность, культурный идеал, в основе которого сопричастность к цивилизациям прошлого и настоящего, неизменное подвижничество и та умная ирония, без которой немыслим думающий человек второй половины прошлого столетия.

И все-таки герой — учитель. Над ним не довлели свободы, привнесенные нормативным контекстом последних лет, его не заботила проблема наращивания конкретных преимуществ школы, стратегия развития которой была прерогативой даже не муниципального органа управления образования, а, скорее партийного и регионального.

Соответственно и спрос на успешность или неудачи носил одновекторный характер: сверху вниз, без ориентации на социальный запрос и всем понятную сверхзадачу. Последняя, правда, была единой для всех – рабочих и колхозников, адмиралов и металлургов, врачей и учителей: приблизить светлое будущее в канонизированных единых формах.

В таких же узнаваемых формах, как: единый стиль в одежде, единый комплект подписных изданий на книжных полках c одинаковой для всех планировкой квартир, одинаковых домов, единым продуктовым набором и единым стабильным информационным пространством.

Условия быстро меняющейся современности сделали роль директора школы совершенно иной, измененное правовое поле и разнообразные, очень подвижные социальные контексты с начала 90-х годов разрушили массовое единство. Актуальными становятся особенность и непохожесть.
 

С удовольствием отмечаю, что далеко позади остались времена романтического периода развития школьного образования конца прошлого столетия, когда семьи и школы активно занимались поиском чего-нибудь особенного, и никакого сомнительного намека еще не носил вопрос какого-нибудь методиста или инспектора: «Ну, что у вас есть нетрадиционного?».

Тогда нетрадиционным считалось раннее изучение иностранных языков, стремительный прорыв в изучении этики, риторики, эстетики, основ психологии и даже философии, биллингвальное образование, деление класса или потока на профильные и другие группы, компьютерная грамотность, наличие гимназических и лицейских классов, профильное обучение с детского сада, наличие школьного сайта и форумов, индивидуальные учебные планы, уровневое обучение в старших классах и многое другое.

Давайте попробуем актуализировать заботы современного директора современной школы. Что мы хотим? Мы, директора маленьких сельских школ, крупных территориальных образовательных комплексов больших мегаполисов, школ, которые иногда население называет нашим именем, например, «школа Иванова»; или школ, известных по своим номерам, ставшим брендовыми, школ, принятыми в народе по географическим названиям например, «Путилковская школа», близостью водного источника «Школа у озера», школ с активным контингентом высоко мотивированных на качественное образование семей или оказавшихся исторически в ситуации обочины всяких перспективных мейстримов?

Разумеется, мы хотим высокой нормы прибыли и стабильного роста прибавочной стоимости, я намеренно принижаю привычную мессианскую трактовку места школы в жизни людей, чтобы очевиднее были условия социального, политического и нормативного поля, в котором находится современная школа. Без всякого негативного окрашивания этого желания и возможного статуса. Богатство совсем необязательно должно иметь денежный эквивалент и место в мировом списке состояний.

Для нас привычными стали сочетания «социальный капитал», «человеческий капитал», «богатство знаний». Известный экономист П. Хейне[2] говорит о том, что слово «материальный» на самом деле не имеет смысла в сочетании с такими словами, как «богатство» или же «благосостояние». Экономический рост, по его мнению, состоит не в увеличении производства, а в увеличении богатства. А богатство — это все, что люди ценят.

Такое определение богатства позволяет включить в это понятие и профессиональные знания, и природные ресурсы, и природные способности человека, и свободное время, и эмпатию людей, и мирное сосуществование, и благорасположение людей друг к другу, социальную успешность и гордость за свою страну.

Сегодня не осталось ни одной школы в России, на сайте которой не публиковались бы ее миссия и главные цели. Это примерно 44 000 миссий, выражающих предназначение конкретной школы в конкретном месте в конкретное время, адресованных всем находящимся близко и далеко от школы детям, родителям, органам власти.

Какими бы словами это предназначение не выражалось, смысл один — хорошо учить. И этот смысл должен непременно, явно, в тексте или намеками соответствовать миссии школы, а миссия — государственным установкам и социальным ожиданиям.

В последние десятилетия, с принятием Закона об образовании 1992 года, Федеральных государственных образовательных стандартов, Закона об образовании 2012 года, 83–фз, вызовы семей и государственная политика стали совпадать. Это говорит о социальной ориентированности власти, которая отражается в государственных и муниципальных заданиях, адресованных каждой школе и оплаченных субсидией соответствующего уровня.

29 статья Закона об образовании позволяет провести достаточно репрезентативный обзор школьных документов, опубликованных в сети. Вот несколько примеров, выбирал случайно, предполагая, что большого разнообразия не будет, да его и не должно быть, потому что это главное действие школы — организовывать качественное образование — хорошо учить, воспитывать, развивать (образование) — отличает ее от всех остальных институций, является ее главным дифференциальным признаком:

«Создание наиболее благоприятных условий развития абсолютно для всех учащихся, с учетом различий их склонностей и способностей, использование возможностей образовательного пространства школы, развитие дополнительного образования, привлечение социальных партнеров….».

Или:

«Создание оптимальных условий для развития личности ребенка с учетом его возможностей и познавательных интересов, получения им качественного образования, позволяющего успешно самореализоваться в современном обществе…».

Или:

«Основным направляющим смыслом деятельности ГБОУ «Школа № NN» является создание открытой инновационной среды, опирающейся на философские концепции социокультурного и поликультурного образования на основе интеллектуализма, интеллигентности, толерантности и гуманизма и формирующей высокогражданскую позицию всех участников образовательного процесса».

Или:

«Основная миссия школы состоит в подготовке всесторонне образованного и физически развитого ребёнка для его дальнейшего совершенствования на следующих ступенях образования. При этом образовательные маршруты и траектории могу быть самыми разнообразными и всесторонне доступными и дифференцируется по отношению к различным субъектам…».

Или:

«Миссия — «Школа патриотического воспитания», дающая прочные знания, достаточные для поступления в вуз, создающая условия для воспитания истинного гражданина и патриота своей Родины в современном социуме».

Несколько дней назад я получил очередной вариант текста проекта «Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации», совсем последний, тот самый, что обсуждался директорским сообществом, в который было внесено множество практически обоснованных правок и дополнений.

Одним из ключевых элементов содержания этого документа является трудовое действие: «Руководство разработкой … программы развития образовательной организации». Программа развития — Стратегия развития школы, а она есть средство реализации ее целей и миссии.

Речь идет о выстраивании стратегии развития, о совокупности всех оперативных действий, программ и проектов, направленных на достижение некоторой программной цели, миссии, которая должна создать условия для приращения человеческого капитала. А, поскольку условия у большинства школ различаются, эта стратегия должна учитывать особенности этих условий, и, очевидно, помогать отличить эту конкретную школу от всех остальных.

А должна ли? Может быть, единство образовательного пространства страны предполагает одинаковость основных образовательных программ, единство правил, регламентов, подходов, технологий, методик, ценностей? Разумеется, безальтернативными являются единые требования, связанные с безопасностью и здоровьем детей, соблюдением всей совокупности законодательства различных уровней.

В конце марта я проводил традиционное родительское собрание с мамами и папами первоклассников 2017 года, мы вместе прикинули, что эти дети будут заканчивать школьное образование в 2028 году.

У собравшихся родителей средний возраст 30-38 лет, многие из них были моими учениками. Я прикинул, что в школу нашу они пошли в первый класс где-то между 1987 и 1995 годами. Ни у кого из них не было тогда адреса электронной почты, смартфона с возможностью общаться с помощью messenger, а слово «сеть» вызывало исключительно рыболовные ассоциации. Мало кто из них знал, что в Москве 15 октября 1998 года заработала бесплатная электронная почта от mail.ru, а 23 сентября 1997 года на выставке Softool в России была представлена поисковая система yandex.ru.

Они тогда не знали, что их дети пойдут в эту же школу, что мало кто из них будет ездить на автомобиле «Волга», что Украина будет недружественным нам государством, что кока-кола окажется убийственно вредной.

И что будут в 2017 беспилотные автомобили, что операции по удалению аппендикса можно проводить на гигантском расстоянии от пациента, что количество стоматологических кабинетов превзойдет количество детских садов, что общение по Skype будет доступно любому пенсионеру…

Что в парках нельзя будет курить, что школа будет запрещать пользоваться на уроках карманным компьютером, что наличные деньги уступят свое место пластиковым карточкам, а платить за товар можно будет с помощью телефона, что количество автомобилей начнет вытеснять количество людей в городах…

Что можно будет сделать любую покупку, не выходя из квартиры, а курьер с доставкой и охранник станут массовыми профессиями, что можно будет отправить мгновенный вопрос Президенту страны и что его прочитают, и даже ответят, что газеты начнут постепенно исчезать, что в метро человек с бумажной книгой в руках будет вызывать уважение, потому что все читают какие-то пластиковые коробочки…

Что вузы будут охотиться за абитуриентом, способным прочитать больше двух абзацев подряд, что их 5-летние дети смогут моментально найти видеосюжет о динозаврах или андронном коллайдере, что появятся учебные центры преднатальной педагогики, что войны могут быть без пушек и самолетов, а слово и телефонный звонок станут самым эффективным оружием…

Что надо будет внимательно читать этикетки на колбасе, а вдруг это — не колбаса, что каждое движение на улице или в подземном переходе будет записано на видеокамеру, что информация о приходе ребенка в школу или полученная им «тройка» моментально будет доступна родителям, что начнут исчезать сотни профессий и появляться новые, что таксист необязательно должен знать географию городских улиц, потому что появится навигатор, и что школа…

Большинство родителей, сидевших в зале, явно были ориентированы на главную ценность их жизни – ребенка, а я вспомнил несколько конфликтных моментов в школьной жизни некоторых из них, когда приходилось отстаивать их право на собственное мнение перед их же родителями, ставшими дедушками и бабушками нынешних учеников. Попытался передать им некоторые ценностные основы, которые помогут выстраивать успешное взросление ребенка в условиях нуклеарной семьи (семья, состоящая только из родителей и детей, она представляет собой очень гибкую социальную группу в тех ситуациях, в которых большая часть населения или каждое следующее поколение должны усваивать новые жизненные привычки).[3]

Говорил о том, что «дети, счастливо выросшие в комфорте, обнаруживают большую уверенность в себе, с большей легкостью приспосабливаются к новой обстановке, чем дети, первые жизненные уроки которых были связаны с наказаниями и страхом. Причем, они моментально поняли, что эти слова не столько о бытовом комфорте, сколько о системе отношений.

В ходе диалогов понял, что для этой родительской молодежи, которая видит и слышит своих детей намного реже и быстротечнее, чем мои учителя, школа начинает выполнять миссию бабушек и дедушек, живущих отдельно от своих детей, но ограждающих своих внуков от великой силы родительской амбициозности в образовании.

Подобная история возможна в устоявшемся социуме, который постепенно превращается в вариант некой коммуны, общины, в которой почти все знают друг друга, знакомы с детского сада, посещают одни магазины и поликлиники.


А если речь идет о школе, только построенной в новом микрорайоне, в котором поселились семьи из различных мест мегаполиса, муниципального образования? Или о школе, чей контингент в значительной степени состоит из детей, для которых русский язык не является родным языком, их семьи только недавно оказались в новых условиях? Или о школе, в которой количество неполных семей доминирует? Или о школе, в которой работает абсолютно фанатичный учитель математики, собравший вокруг себя преданных единомышленников, для которого человек, неспособный решить в один присест несколько задач олимпийского уровня сложности, не имеет право на существование? Или о школе, в которой две трети педагогов являются молодыми людьми, чей жизненный опыт ограничивается студенческими годами в университете? Поэтому ответ на вопрос, а должны ли цели и миссии школ быть различными, не может быть однозначным.

С одной стороны — да, должны, иначе мы выходим за рамки ценностей гуманитарной системы и невольно приходим к формуле — цель оправдывает средства. И тогда тотемы школьной повседневности, такие, как ЕГЭ, годовые контрольные работы, «срезы» знаний, процентное повышение качества, борьба за показатели без оглядки на самочувствие тех, кто эти показатели обеспечивает, заслонят хорошие слова, выбитые на гранитной доске миссии школы.

Начинается глобальная корпоративная имитация движения к сияющим вершинам успеха.

Способность определять стратегию развития школы должна быть неизбежным следствием роста управленческой компетентности и профессионализма руководителя. Она неизбежно подпитывается решительным преодолением границ очерченной функционалом каждодневной рутинной работы. В ситуации ограниченности ресурсов начинает активно работать принцип их концентрации, последовательное движение за пределы канонизированных и привычных действий, позиций.

Начинает давать эффект понимание того, что изменения педагогического контекста в школе являются не целью, а средством достижения успеха, того богатства, о котором писал выше. Стратегическая компетентность руководителя школы неизбежно связана с пониманием перспектив развития рынка труда, сложных взаимовлияющих изменений в сфере экономики, экологии, здоровья людей. Например, последние достижения медицины существенно сократили жесткие последствия естественного отбора, сегодня выживают, растут и крепнут младенцы, которые всего одно десятилетие тому назад были бы обречены, они, взрослея, пополняют ряды школьников, многие из них требуют специальных условий в образовании, и это становится еще одним важным фактором в выборе и определении стратегии.

Вне зависимости от того, насколько высоко техническое оснащение школы, современны ее информационное и жизненное пространства, эффективно финансирование и надежно хозяйство, вызов к школе со стороны социума по-прежнему консервативен в своем гуманитарном основании: нужен хороший учитель.

Объявления «Меняю новый компьютерный класс на хорошего учителя физики» актуальны как никогда. Рост профессионального кадрового ресурса школы является непременным условием любого варианта ее стратегического развития.

Сегодня в программах тотальной и все молодеющей профилизации учения, когда биотехнологическое или экономическое образование начинается в некоторых рьяных школах с первого класса, все острее формулируется дефицит нового учителя, наделенного обширной и глубокой общей культурой.

Мой директорский слух всегда негативно воспринимал словосочетание «учитель-предметник», не только потому, что школьные предметы носят условный характер, но и потому, что искусственное очерчивание границ педагога размывает его лидерскую значимость для детского населения, способность отвечать на незаданные вопросы, видеть не только деревья, но и весь зеленый массив.

Предлагаю один возможный посыл для стратегического планирования: в ближайшее десятилетие перестанут быть актуальными школы с явным селективным отбором детей, основанном на их исключительно когнитивных способностях. Элитарность в нашем традиционном понимании как школа не для всех, будет наполнена иным содержанием — школа без образовательных тупиков. Причина в высоких темпах изменений социального характера, новых форм взросления, изменениях профессиональных предпочтений, новом этапе индустриализации.

Совсем недавно сконструированный и доведенный до состояния действующей модели робот на занятиях робототехникой вызывал восторг и оправданное удивление. Сегодня эта сфера деятельности стала такой же массовой, как ткацкое производство в период первой индустриальной волны.

Недавно в какой-то из европейских стран был внесен законопроект о необходимости обложения налогом на физических лиц доходов, полученных, благодаря использованию труда роботов. Вряд ли сокращение рабочих мест для людей, вызванное все растущим использованием роботов, вызовет протестное движение, аналогичное движению луддитов в Англии начала 19 века. Но подобные инициативы симптоматичны, и они должны быть учтены при выстраивании стратегии развития школы, особенно в той ее части, что является основой коммуникации между людьми, которые закон называет участниками образовательного процесса.

Ключевым элементом есть и будет кадровая стратегия, в основе ее – учитель – носитель высокой общей культуры, способный учить и учиться.

 


[1]«Исследование эффективных моделей государственно —общественного управления образованием, связанных с личностными и профессиональными характеристиками руководителей общеобразовательных организаций» Высшая Школа Экономики. 2015 г.

[2] Пол Хейне и др. Экономический образ мышления. М. 1997

[3]Мид Маргарет. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями.

   
 
 
 

28.03.2017  |  Просмотров: 2430  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые материалы

Четыре месяца из жизни Тихона

Кучеренко Елена Анатольевна

О системах оценки…

Приходько Сергей Сергеевич

Рецепты компромиссов

Селиванова Надежда Анатольевна

 


 

Самые популярные материалы

Четыре месяца из жизни Тихона

Кучеренко Елена Анатольевна

О системах оценки…

Приходько Сергей Сергеевич

Рецепты компромиссов

Селиванова Надежда Анатольевна

 


 

Самые обсуждаемые материалы

Рецепты компромиссов

Селиванова Надежда Анатольевна

О системах оценки…

Приходько Сергей Сергеевич

Четыре месяца из жизни Тихона

Кучеренко Елена Анатольевна

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.