Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Методическая служба: в чем помощь?

Ильина Елена Евгеньевна, учитель Кондровской СОШ, г. Кондрово, Калужская область

Изменение целей образования связано с непрерывными изменениями, происходящими в мире и человечестве. Как следствие меняются методы и формы образования и т.д. Но если внимательно изучить все законопроекты и программы, затрагивающие образовательную сферу, мы не увидим ни одного слова об изменениях, касающихся самих учителей. Единсвенным документом, в котором рассматриваются требования к педагогам, является профессиональный стандарт учителя, который до настоящего времени не внедрен. Учителя и педагоги должны осознавать, что непрерывность образования необходимый фактор их успешной педагогической деятельности.

Анализируя поведение учителей с педагогическим стажем более 20 лет, можно заметить, что многие из них не торопятся повышать свою квалификацию, отказываются писать научные статьи и работы, не принимают активного участия в семинарах и конференция, не проходят дистанционные курсы повышения квалификации.

Чем старше педагог, тем менее активно он принимает участие в профессиональных конкурсах, не стремится сотрудничать с издательскими группами как автор педагогических статей. В крупных городах эта проблема не так выражена, а вот в более мелких городах, селах и деревнях с этим можно столкнуться. 

Причём, учителя принимают участия в конкурсах или организуют мастер-класс только под предлогом надвигающейся аттестации. В настоящее время педагоги с высшей и первой квалификационной категорией отказываются её подтверждать, так как по их словам процесс подтверждении категории усложнился и стал для них практически не реальным. Некоторые педагоги ссылаются на то, что обучающихся у них в школах мало и уровень знаний учащихся средний, тем самым у них нет результатов, которые можно было бы продемонстрировать аттестационной комиссии.

Для помощи педагогам создаются методические объединения учителей-предметников различного уровня: школьные, районные, региональные. Чем выше по ступени методическое объединение, тем обширнее список задач, которые оно решает. Каждое методическое объединение входит в состав методической службы школы, района и т.д.

Районные методические объединения учителей-предметников подчиняются методической службе района.  Авторы различных исследований трактуют по-разному определение понятия «муниципальной методической службы».

Муниципальная методическая служба рассматривается как:

  • компонент системы непрерывного  образования педагогов, нацеленный на развитие профессиональных компетентностей учителя;
  • компонент муниципальной образовательной системы, выступающий в качестве посредника между методическими службами образовательных организаций и вышестоящими организациями, которые организовывают последипломное образование педагогических кадров;
  • средство обеспечения развития всей региональной системы образования;
  • особая социально-педагогическая система.

 

К сожалению, не обращая внимания на происходящие изменения, методические службы всех уровней остаются неизменными. На уровне маленьких городских поселений образуются методические службы, работающие по всем направлениям предметных областей. В крупных городах методические службы создаются по предметам или по циклам смежных предметов.

В обязанности методических служб входит организация семинаров и конференций, педагогических чтений, конкурсы педагогического мастерства, проведение открытых уроков и многое другое.

Методическая служба на школьном уровне должна планировать и организовывать работу руководителей школьных методических объединений.  Обычно заместитель директора по учебной работе и руководители методических объединений составляют планы работы.

Каждое методическое объединение школы работает в течение учебного года независимо от других.  Руководитель методического объединения проводит консультации, семинары  и мини-конференции среди членов своего объединения. Учителями обсуждаются вопросы подготовки обучающихся к итоговой аттестации, новые методики обучения, педагоги делятся опытом и мнениями по поводу внедрения различных новшеств и т.п. В рамках одного объединения педагоги решают, как выстроить работу с обучающимися для подготовки их к олимпиадам различных уровней.

Работа методических служб на уровне района и области отличается широтой и разнообразием тех задач, которые решаются методической службой.

Во-первых, это содействие развитию и совершенствованию педагогического мастерства учителей. Во-вторых, это оказание учебно-методической поддержки педагогам, оказание своевременной информационной и консультационной помощи работникам сферы образования.

В-третьих, это помощь образовательным организациям в вопросах распространения и внедрения инновационного педагогического опыта. Методические службы совместно с педагогами должны организовывать и проводить всевозможные конкурсы, конференции и другие подобные мероприятия для обучающихся района.

 

На уровне крупных городских центров организация подобной работы проводится на высоком уровне, на уровне более мелких методических объединений встречаются некоторые недоработки. Работа более мелких методических служб не отличается широким разнообразием, в меньшем объеме проводятся конкурсы, отсутствуют педагогические конференции  и т.д.

Развитие современных методических служб районов может тормозиться под действием нескольких факторов, а именно:

  1. Недостаточна подготовка методистов и работников методических служб, работа методиста — это всего лишь занимаемая должность, а не педагогическая специальность.
  2. В обязанности методических служб включают обязанность проводить аттестацию образовательных организации, руководителей и педагогов, а это неправильно. Процесс аккредитации и аттестации — это административный контроль, а методическая работа подразумевает помощь и поддержку педагогическим кадрам. На практике получается, что сливаются два противоположных направления работы.
  3. Происходит перемешивание кадрового состава органов управления образования и работников методических организаций. Зачастую работники органов управления работают  на ставках методистов. В этом случае происходит аналогичная ситуация описанная выше. 
  4. Существенное значение имеет зарплата методистов, она находится на низком уровне, и слабое материально-техническое оснащение. Из-за этого высококвалифицированные специалисты отказываются от подобной работы, является невозможным внедрение новейших технологий.
  5. Преобразование районных методических служб в отдельные и самостоятельные центры дополнительного образования процесс весьма медленный.

 

Проанализировав исследования, затрагивающие основные проблемы методических служб можно прийти к выводу, что для выхода районных методических служб на современный уровень необходимо выполнить ряд мероприятий.

 

Первое. Методистам служб района необходимо повышать свою квалификацию каждые пять лет, причём в методических службах более высоких ступеней. Активно участвовать в семинарах и научных конференциях проходящих в других областях, таким образом, возможно будет обмениваться опытом и инновационными продуктами.  Следить и вовремя изучать все новые законопроекты и программы развития образования, зачастую о них методисты районных служб узнают по истечению нескольких месяцев, а в некоторых случаях нескольких лет после вступления их в силу.  

Например, Президентом РФ подписана Концепция о развитии математического образования, Министерством Науки и Образования РФ составлен  план работы и мероприятий в рамках данной концепции, Министерством Образования и Науки конкретной области аналогично составлен план работы в рамках данной концепции,  но отделом образования конкретного района подчиняющегося Министерству Образования и Науки области не составлено никаких планов работы. Эти планы работы должны были составить методисты местных служб, подписываются планы заведующим отделом образования.

В соответствии с планами отделов образования свои корректировки в учебные планы вносят образовательные организации, но такого не произошло. То есть по факту работа, по рассматриваемому документу (Концепции развития математического образования) прекратилась в тот момент, когда он попал в руки районных методических служб.

Второе. По каждому циклу предметов должен быть свой методист. Человек с образованием психолога или социального педагога не может грамотно проводить работу как методист–математик. Каждый методист должен составлять свои планы работы, работать  в тесной взаимосвязи с учителями–предметниками конкретного района, а этого в настоящее время не происходит. Кроме того методистом может быть только педагог, который в настоящее время ведёт преподавательскую деятельность. Лишь учителя, работающие и преподающие, могут проводить грамотную работу методической службы.

Третье. Разнообразить список мероприятий, конкурсов и т.п. В рамках одного района список проводимых мероприятий всегда остается неизменным из года в год. Необходимо ежегодно включать в план работы новые мероприятия, надо проводить всевозможные круглые столы и семинары, конференции.

Четвертое.  Не давать возможности совмещать работу. Пример, исключить, чтобы проведение аккредитации образовательной организации и методическая помощь проводились совершенно разными людьми.

 

Подводя итоги, можно сказать о том, что модернизация и совершенствование методических служб районного уровня положительно отразится на процессе образования в целом, изменится отношение педагогов к своему делу, станут понятными и достижимыми те цели, которые перед нами ставит Министерство Науки и Образования РФ.

Современная методическая служба способна обеспечить поддержку и помощь каждому педагогу. Основной принцип работы методической службы это открытость. За помощью в службу должен иметь возможность обратиться любой работник образования. Методические объединения — это своеобразный способ для обмена опытом и совершенствования своего мастерства педагогами.  Каждый учитель, взаимодействуя с методическим объединением или методической службой, вносит свой небольшой вклад в методическое и научное пространство, таким образом, идет интеграция в открытое научно-методическое пространство.

Грамотно спланированная работа методических объединений позволит учителям стать более активными, поможет раскрыть их творческий потенциал.

 

Список литературы:

  1. Словарь справочник по педагогике. Авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448с.
  2. Хуторской А.В. Современная дидактика: уч. пособие. – 2-е изд., перераб./ А.В. Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007. – 639с.
  3. Педагогика: уч. пособие для студ. пед. уч. заведений / В.А.Сластёнин.,И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000.– 512с.
  4. Ходаб  Е.Г. Методическая служба как субъект управления образовательной деятельностью учреждения среднего профессионального образования. Автореферат, 2008 год. (www.dissercat.com)
  5. Галкина Л.Н. Профессиональные объединения как форма повышения мастерства педагога. Журнал «Все для администрации школы», N 3 (15) март 2013 г.
  6. Лаухина Т.С. Деятельность муниципальной методической службы как субъекта региональной системы повышения квалификации педагогических кадров. Автореферат, 2006 год. (www.dissercat.com)
  7. Игнатенко Ж. В. Модернизация деятельности методической службы образовательного учреждения на основе информационных технологий . Автореферат, 2004 год. (www.dissercat.com)
  8. Суходимцева  А. П.  Развитие проектной компетентности педагогов в деятельности муниципальной методической службы. Автореферат, 2011 год. (www.dissercat.com )
  9. Пустовалова, В. В. Самопроектирование управленческой деятельности методистов муниципальной методической службы как механизм развития их профессиональной компетентности Автореферат, 2009 год. (www.dissercat.com)

 

 

   
 
 
 

27.04.2017  |  Просмотров: 536  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 


 

Самые популярные материалы

Таинство регламента

Рачевский Ефим Лазаревич

Способный учить и учиться

Рачевский Ефим Лазаревич

«Noblesse oblige»

Поташник Марк Максимович

Правила куратора

Куксо Екатерина Николаевна

Остойчивость школы

Бетчер Татьяна Ильинична

 


 

Самые обсуждаемые материалы

Таинство регламента

Рачевский Ефим Лазаревич

Правила куратора

Куксо Екатерина Николаевна

Остойчивость школы

Бетчер Татьяна Ильинична

«Noblesse oblige»

Поташник Марк Максимович

Кому должна школа?

Шупилова Людмила Анатольевна

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.