Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Болевые точки конкуренции

Курмышова Ольга Анатольевна, директор ГБОУ «Школа №760 им. А. П. Маресьева», г. Москва

В течение последних лет в школе сложилась ситуация, которая заставила нас задуматься, а потом и искать решение проблемы: на этапе обучения в 6-7 классах происходил отток обучающихся, причем обучающихся именно с повышенной мотивацией. Мы задавали себе вопрос: «Что заставляет детей и родителей менять учебное учреждение, в котором они проучились не один год? Что им может предложить другая школа такого, чего не можем предложить мы?»

Мониторинг родительского мнения показал болевые точки в учебном процессе, над которыми надо работать. Внешний анализ конкурентноспособности нашей образовательной организации и внутренний анализ ресурсов как материальных, так и педагогических, смогли сформировать социальный заказ, который был  сформулирован всеми участниками образовательных отношений (родителями, учениками, педагогическим коллективом) и это стало основой для расширения отношений социального партнерства.

Но развитие социального партнерства — процесс трудный и продолжительный. Ведь создание системы взаимосвязанных видов деятельности, в основе которой лежит расширение социального партнерства  с вузами и колледжами, — работа не одного дня.

Таким образом, расширяя круг социальных партнёров, мы ориентировались на общность форм, видов и содержания деятельности; на совпадение интересов в образовательной политике и ее результатах; на совпадение нормативных и маркетинговых целей.

Основными направлениями работы стали реализация непрерывности образования, совместная (коллективная) деятельность, сотрудничество школы и социума на взаимовыгодных условиях, формирование активной жизненной позиции и социального интеллекта.

Планирование всей деятельности на учебный год осуществляется по направлениям: «Сотрудничество и сотворчество», «Партнерство школы с ВУЗами и колледжами».

На подготовительном этапе в нашей образовательной организации были созданы классы предпрофильного  и профильного обучения по разным направлениям, которые функционируют и сегодня (филологический, социально-гуманитарный).

Преподаватели и  обучающиеся в течение двух лет регулярно посещали Университетские субботы и как итог — выступление на заседании Управляющего совета с предложением создать в образовательной организации медицинский и инженерно-медицинский классы. Это предложение нашло поддержку у членов Управляющего совета, так как это направление профильного обучения  в нашем районе не было охвачено другими образовательными организациями. С этой целью на первом этапе мы ввели в образовательную организацию химико-биологический и технологический профили через изменение базового количества часов на изучаемые предметы.

Сотрудничество с Медицинской академией имени Пирогова и проведение практических занятий, семинаров с преподавателями академии помогло нам не только сохранить наш контингент обучающихся, но и увеличить его за счет притока обучающихся, перешедших из других школ, желающих изучать биологию и химию на профильном уровне.

Вместе с преподавателями  Академии обучающиеся подготовили в рамках проведения городской конференции 8 проектов  по биологии и химии, из которых 3 проекта стали призерами.

Заметным результатом работы стало то, что все учащиеся химико-биологического профиля в 2016 году сдали   ЕГЭ  по профильным предметам.

На Фестивале межрайонных советов директоров школ «Наши общие возможности — наши общие результаты» медицинский класс школы под руководством кандидата биологических наук Академии И.Н.Волкова показал мастер-классы по основам медицины и здоровьесбережения.

По итогам работы двух лет с Медицинской Академией хотелось бы увидеть победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, и мы надеемся, что это будет следующим результатом нашего сотрудничества.

В последние десять лет интерес к инженерной профессии возрастает. В связи с этим в ОО образовался инженерный класс. Нашим партнером в данной работе является Московский государственный строительный университет. Наши обучающиеся под руководством преподавателей университета готовят различного рода проекты и исследования, проводят мастер-классы по физике, математике, строительным дисциплинам. Мы уверены, что социальное партнерство с университетом позволит нам в следующем учебном году принять участие в мероприятиях по робототехнике, инженерным технологиям, которые проводятся в городе. Расширение часов в сетке дополнительного  образования для изучения прикладных предметов — робототехники, основ инженерного дела, черчения — позволяет говорить о повышении уровня  обученности школьников из инженерного класса.

Нашими новыми партнерами становятся и другие высшие учебные заведения, в том числе Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Московский налоговый институт. Сотрудничество с ними позволит расширить спектр предоставляемых образовательных услуг и не только сохранить контингент обучающихся, но и увеличить его, привлекая в стены нашей школы мотивированных детей не только нашего района, но и города.

Многолетний опыт сотрудничества образовательной организации с Полиграфическим колледжем им. И.Федорова позволил смоделировать новые формы партнерства — отряды волонтеров, которые занимаются реставрацией библиотечного фонда на профессиональном уровне под руководством преподавателей колледжа.

Современная школа не только дает знания, но и формирует мировоззрение личности, ее взгляды на мир людей и явлений. Решение этой задачи зависит от многих факторов, в частности от развития способности к активной социокультурной адаптации. Особым социальным партнером для нашей образовательной организации  является власть: законодательная и исполнительная.  Экскурсии в Московскую  городскую Думу, проведение там круглых столов,  посещение депутатами Московской городской  Думы мероприятий, проводимых образовательной организацией, участие депутатов в ролевых играх: «Самоуправление школьников», «Я обращаюсь к власти» — вот тот бесценный опыт для развития социального интеллекта обучающихся.

Но самыми значимыми партнерами являются родители — активные участники образовательного процесса.  Заинтересованность родителей во всестороннем развитии их детей нашла свое воплощение в результатах олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». Благодаря активности родительской общественности в этом году количество участников и победителей в олимпиаде значительно возросло.  

Мы убеждены, что успешное воспитание социально активной личности возможно только в тесном союзе семьи и школы. Родители и педагоги — две мощные силы в процессе становления личности человека. У каждой из сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. В отдельности ни одни, ни другие не способны создать условия для оптимального процесса всестороннего развития ребенка. Понимая важность задачи воспитания социально активной личности в современных условиях, коллектив школы стремится максимально привлечь родителей к решению этой проблемы, воспользоваться их помощью и заручиться их поддержкой.

При каких условиях состоится полноценное партнерство?

Только тогда, когда родители будут иметь четкое представление о самом процессе социализации, его особенностях, возможных последствиях неграмотного воздействия на личность ребенка. Когда родители и педагоги школы будут стремиться создать основную «территорию» социальной среды, в которой каждый ребенок будет осваивать основные ценности, нормы поведения, позитивные социальные роли. При поддержке родительской общественности педагоги школы должны создать условия для приобретения основного опыта социальной адаптации в стенах школы, при этом обеспечив разнообразие видов деятельности, предоставив возможность разновозрастного общения по интересам, создав условия для формирования в сознании каждого ребенка образа собственного «Я», как активного субъекта деятельности, и все вместе взрослые участники образовательного процесса должны научить ребят оценивать и «фильтровать» социальные воздействия извне, принимать позитивные, отторгать негативные.

В нашей школе эти условия реализуются через комплекс мероприятий, направленных на развитие социальной активной личности. Что включает в себя этот комплекс?

Во-первых, просвещение родителей в вопросах возрастной психологии и педагогики через систему классных родительских собраний, общешкольных конференций, родительского всеобуча.

Во-вторых, умелая организация второй половины дня обучающихся, которая содержит образовательную, творческую и оздоравливающую среды, каждая из которых может ответить практически любым социальным запросам родителей и их детей.

В-третьих, наличие общешкольных и внутриклассных традиций, праздников, спортивных мероприятий, проводимых совместно с родителями и одинаково интересных для всех участников образовательного процесса.

 

В каких еще формах может быть выражено участие родителей как социальных партнеров школы? Родители являются помощниками школы, социальными заказчиками и могут выступать в роли экспертов. Основные формы участия родителей — школьный фонд, управляющий совет, общественная воспитательная деятельность. Общественной поддержкой является сейчас управляющий совет, который используется как структура, защищающая интересы школы.

Управляющий совет обеспечивает государству общественный контроль и независимую оценку качества образования и воспитания, берет на себя функцию представительства интересов нашей образовательной организации.

 

Роль родителей в управлении образовательным процессом в нашей школе весьма высока, так как родители всегда в достаточной мере информированы и о содержании образовательных программ, и о достигнутых образовательных результатах и результатах официальной аттестации образовательной организации. Результат официальной государственной аттестации школы является предметом общественной оценки со стороны родителей, что способствует повышению конкурентоспособности и создает положительный имидж в социуме.

 

И что же такое для родителей тогда современная школа? Школа — это социальный институт, который представляет собой системообразующее основание организованной, управляемой и развивающейся образовательной среды. На сегодняшний день школа все более становится центром адаптации ребенка к окружающей среде, к новому обществу.

 

Процесс социализации — непрерывный и многогранный, происходящий на протяжении всей жизни человека. Однако более интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентиры, усваиваются основные социальные нормы, формируется мотивация социального поведения. И поэтому формирование социально активной личности, на наш взгляд, является одной из важнейших задач современного российского образования.

 

Формирование всесторонне развитой личности невозможно и без нравственного и патриотического воспитания, поэтому участие обучающихся в городской конференции «Нашу победу у нас не отнять! Нюрнбергский процесс — суд истории» пробуждает у молодежи гордость за свой народ, свою страну. Мотивирует интерес к изучению истории своей страны.

Таким образом, социальное партнерство проявляется в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет учащимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения.

Благодаря расширению социального партнерства нам удаётся решать приоритетные задачи образовательной сферы: повышение качества образования; сохранение контингента обучающихся в нашей образовательной организации; повышение уровня доступности качественного общего образования.

Наши взаимоотношения с социальными партнерами имеют долгосрочные перспективы развития. Реализация  социальных проектов «Молодежная политика», «Демократические основы управления государством», формирование эффективного рынка образовательных услуг повышают  привлекательность сферы образования. С этой целью мы предлагаем  раннее изучение иностранного  языка, химии, физики. А в ближайшей перспективе планируем создание IT- классов и  метапредметных проектных мастерских.

В результате совместной деятельности с социальными партнерами  мы сохраняем контингент наших обучающихся, так как исчезают причины перехода в другие образовательные организации, но что не менее важно, получаем учащихся с четкой жизненной позицией, умеющих вступать в партнерские отношения с представителями разных слоев общества и возрастных групп. 

 

   
 
 
 

19.05.2017  |  Просмотров: 489  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 


 

Самые популярные материалы

Таинство регламента

Рачевский Ефим Лазаревич

Способный учить и учиться

Рачевский Ефим Лазаревич

«Noblesse oblige»

Поташник Марк Максимович

Правила куратора

Куксо Екатерина Николаевна

Остойчивость школы

Бетчер Татьяна Ильинична

 


 

Самые обсуждаемые материалы

Таинство регламента

Рачевский Ефим Лазаревич

Правила куратора

Куксо Екатерина Николаевна

Остойчивость школы

Бетчер Татьяна Ильинична

«Noblesse oblige»

Поташник Марк Максимович

Кому должна школа?

Шупилова Людмила Анатольевна

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.