Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

«Работать хочется»

Рачевский Ефим Лазаревич, Народный учитель Российской Федерации, директор ГАОУ Школа №548 «Царицыно», г. Москва

Есть несколько сюжетов, интриг, социальных позывов, в школьном и околошкольном пространстве, иногда рутинных, часто — острых. Последние в силу эмоциональной окраски часто привлекают внимание прессы, влияют на рейтинги разных изданий, телепрограмм и радиостанций. Порою в пресной цикличности каждодневного бытия обывателю хочется чего-нибудь эдакого, будоражащего привычное и блеклое, выходящее за пределы нормы.

Школа не хочет быть предметом обсуждения в разных эфирах, которые ждут скандальной новости, а новость позитивная, например, о том, что выпускники школы Н-ского уезда помогли освободить свой городок от мусора, может стать новостью только в том случае, если этот факт станет объектом внимания в рамках кем-нибудь освящённой акции. Хорошее в школьном деле редко становится предметом публикации, если не наделено явными признаками трендовых инноваций, если не робот по утрам здоровается с детьми, а дежурный учитель; если выпускник школы не совершил геройский поступок или восьмиклассник не попытался открыть стрельбу на уроке.

Сегодня, мне кажется, если появится телеканал под названием «Хорошие новости», его рейтинговые возможности будут зашкаливать все возможные пределы. Одна из причин — потребность профессионального сообщества, да и всего остального населения посмотреть, прочитать и понять, как это делается. «Это» — нечто продуктивное, востребованное и позитивное.

Попытаюсь рассказать об одной школе, расположенной в большом городе средней полосы России. Директор просила не называть номер, имена и место, ей неловко отказывать частым визитерам, но в ближайшие несколько месяцев предстоит напряженная работа, а гости отвлекают.

В соответствии с различными государственными, региональными программами развития образования, в ситуации, когда демографический бум достиг школьного возраста, а все губернаторы доложили Президенту об отсутствии очередей в детские сады, система вступила в интенсивный процесс строительства новых школ. Хорошо, что в большинстве территорий стараются уйти от типовых вариантов, здания отличаются архитектурной неординарностью, компоновкой помещений, достаточно близко соответствующей новым образовательным технологиям и процессам. Мне, как директору, который постоянно занимался адаптивной перепланировкой типовых зданий постройки 80-х годов прошлого века, радостно за товарищей, сумевших еще на стадии проектирования объяснить строителям смыслы тех или иных решений. Тема современной образовательной среды, школьной инфраструктуры сегодня не менее значима, чем проблемы учения и воспитания.
Встречаются, правда, довольно часто и те, кто дилетантски противопоставляют эти два неразделимых процесса. Точно так же бессмысленно, говоря о содержании образования, иметь в виду только то пресловутое предметное содержание. Условиями успешного образования являются и осмысленное предметное наполнение, и учительские технологии, информационная культура школы, особенности отношений между взрослыми, между взрослыми и детьми, между школой и властью. На качество подготовки к экзамену влияет чистота в туалетах, наличие или отсутствие кухонных запахов на этажах, выражение лица директора, способы проведения праздников, традиции, формы поощрения и наказания.

В школу, о которой пытаюсь рассказать, я попал на традиционный августовский педсовет. Здание старое, типовое, не потертое, видно, что берегут и стараются. Попадаются уголки, способные удивить, неожиданные решения, например, в коридорах дорожный знак, запрещающий скорость передвижения свыше 7 км/час, или дверь электрощитовой, расписанная сложными формулами из физики.

Ожидания от педсовета традиционные: доклад про успехи и неудачи прошедшего учебного года и задачи на новый учебный год. Доклад был, презентация минут на 15, около десятка цифр, количественных показателей и столбик задач, которые можно было бы свести к одной — чтобы все было хорошо и, желательно, всем было хорошо.

После доклада — действо, примерно минут на 50. В школе существенно вырос контингент из-за заселения нескольких больших домов, поэтому появились новые учителя, много, человек 25, их представили залу, каждому вручили папку, в которой, кроме приветственных слов, я нашел три листа плотного текста.

Лист №1. «Что нужно делать в школе №n, если…»

Привожу несколько фрагментов.

  • Вас сюда заманили светлыми обещаниями, а практика оказалась совершенно другой.

Подождать еще месяц, встретиться с сулившим всякие радости, лучше в присутствии директора, что вполне возможно. Если обещавший — директор, написать ему на адрес nnn@mail.ru (адрес директора). Ответ ждать не более трех дней, счастье, возможно, наступит.

  • Ваша зарплата оказалась совсем не такой, о которой с Вами договаривались.

Никаких ожиданий, сразу же к непосредственному руководителю: возможно, что были технические ошибки, ситуация легко поправима. Бухгалтерия не решает вопросы зарплаты, она только считает. Если сумма значительно превышает ожидаемое, тоже стоит поделиться удивлением, потом могут лишнее отрезать.

  • IT оборудование на Вашем рабочем месте стопорит, не включается глючит, издевается и творит прочие гнусности.

Написать без гнева и эмоций на адрес - http://portal.schoolnnnnn.default.aspx

Как правило, помогает.

  • Если в вашем кабинете летом жарко, а зимой очень холодно, сломался замок, жалюзи, двери, окно, стул, выключатель, молния на сапоге: http://portal.nnnnnnnnn.ru/housekeeping/default.aspx

При этом детально описать проблему. Диагноз ставить не торопитесь, он может быть неожиданным. Если уж совсем никак –nnn@mail.ru

Кого-нибудь будут казнить.

  • Если Ваше воображение пронзила счастливая инновационная идея, и вы хотите ее реализовать немедленно.

Поговорите с кем-нибудь из коллег, возможно, это уже есть. Если нет — к Попову, он заведует инновациями, любит их, отнесется по-доброму: a.popox@mail.ru

  • Если ученикам вашего класса не хватило учебников.

В библиотеку. Наши библиотекари помогают, детей и учителей любят. Вспышки ненависти только 2 раза в году, в моменты приемки и выдачи учебников. Библиотекари сами знают, кого терзать, уличать, уговаривать.

  • Если во время урока 1-2 ученика мешают его проводить, используя различные провокационные технологии.

Выясните причины. Не торопитесь угрожать репрессиями, никогда не обещайте вызвать родителей, поставить двойку в аттестат, отвести на съедение к директору. Не верьте мифу о том, что каждый случай уникален, типологизация примитивна. Замучайте дополнительной работой и неусыпным вниманием. В себе не ищите, Вы — уникальны и талантливы. Если же таковых учеников много, см. следующий пункт.

  • Если на 25 минуте урока вы так и не добились рабочей и конструктивной обстановки в классе.

Остро не переживайте. В случае системности явления вам предложат другую работу.

  • Если вы не успели пообедать, а школьная столовая уже закрылась.

Звоните 8 666 – 787 – 78-45, привезут пиццу.  С детьми не делитесь, иначе они всегда будут делать так, чтобы вы не успевали в школьную столовую.

  • Если вы захотели отдохнуть, совершить поездку, подлечиться при содействии профсоюзов — вступите в профсоюз. Обращайтесь к Сапуновой М.Н. sapunova@mail.ru  и ее агентам, в каждом здании они есть, знакомство полезное.
  • Если забыли дома мобильный телефон.

Не переживайте, не берите отгул, больничный, краткосрочный отпуск. Попробуйте убедить ближних, что вы отказались от мобильной связи, авангардно и свежо. Зауважают.

  • Если почувствовали неожиданное недомогание.

С учителями этого не бывает.

  • Если вас не устраивает расписание, и вы при 24 недельных часах настаиваете на трех свободных днях.

Умерьте гордыню, подумайте о хорошем, влюбитесь, научитесь делать пирог из слоеного теста, будьте уверены в том, что администрация вас полюбит.

  • Если у вас обнаружилась непреодолимая тяга к репетиторству.

Отдайтесь ей, но не на территории школы. Скрыть тайное в школе невозможно. Лучше всего обратитесь к старшим, создавайте клуб, снимайте площади и помните непреложное правило: не учить во второй половине дня за деньги тех, кого днем вы учите бесплатно.

  • Если дети на уроке проявляют познавательную активность и непрерывно задают вопросы, ставя под угрозу выполнение рабочей программы.

Это означает, что Вы им понравились, повод для радости, высший пилотаж — признание, что не на все вопросы Вы знаете ответ — заворожит детей безмерным уважением к вам, привлекайте их к поиску истины, успех не за горами.

  • Если вы не можете решить, какую отметку выставить, явные колебания.

Всегда решайте в пользу ученика. Отработает.

  • Если вы узнали о каком-либо удивительном и хорошем учебнике, пособии, которого нет в школьной библиотеке.

Дадут денег на несколько экземпляров для пробы. Затем — к завучу, иногда можно прямо к Попову, если не страшно. Вам объяснят, как школа закупает учебники.

  • Если в классе произошел раскол между родителями.

Выясните причину. Чаще всего кто-то в чате обвинил кого-то.  Сводите всех в поход, накройте чайный стол в классе, предложите внешнего врага, с поисками последнего помогут.

  • Если ученик опоздал на урок.

Позвольте войти и занять рабочее место. В случае повтора проделайте то же самое, третьего раза не будет.

  • Если вы решили сменить место работы.

Поговорите с руководителем здания, можно и хорошо с директором, последствия могут быть неожиданными.

  • Если вы решили продолжить свое образование, повысить квалификацию, стать директором школы.

Вам обязательно помогут.

ЛИСТ № 2. Что приветствуется в NNN-й, является предметом поощрения, основой популярности и почитани

  1. Спокойная, деловая, не слишком эмоциональная форма преподавания, ориентированная на активную самостоятельную работу учащегося.
  2. Открытое, доступное для детей и родителей планирование учебного предмета на год с графиком проведения различного рода работ, контрольных и других.
  3. Постановка вслух, на доске, хорошо — заранее, понятной и измеряемой задачи урока, сообразной его ресурсным возможностям (время урока, потенциал детей и учителя, другие ресурсы).
  4.  Персональные (индивидуальные) домашние задания, имеющие своей основой не только предметные задачи, но и зоны ближайшего развития ребенка.
  5. Участие в профессиональной рефлексии с коллегами, особенно за пределами формальных попыток администрации в этом деле.
  6. Активное и результативное участие в проекте «Электронная Школа».
  7. Организация работы над ошибками детей и взрослых. Признание права ученика на ошибку, рассмотрение таковой (ошибки) как одного из продуктивных способов познания.
  8. Отказ от родительских собраний как формы взаимодействия с семьей. Индивидуальное взаимодействие с родителями, по самостоятельно разработанному плану, возможны импровизации.
  9. Разнообразие форм и способов оценивания учебных и иных достижений ребенка.
  10.   Признание за ребенком права задавать вопросы, в том числе и выходящие за пределы темы урока.
  11.  Здоровый образ жизни, умеренность во внешних проявлениях своей глубокой индивидуальности, отказ от диалога с телевизором.
  12.  Создание и публикация различных текстов профессионального содержания, но не только — приветствуются также упражнения в беллетристике, научно-популярном и иных жанрах.
  13.  Стремление к постоянному и круглосуточному самообразованию, написание и защита диссертаций
  14.  Умение самостоятельно решать проблемы и при этом сознавать степень своей ответственности за неверное решение.
  15.  Ненавязчивая элегантность и простота.
  16.  Стремление поддержать ближнего.
  17.  Приверженность традициям NNN-й школы, знание ее истории, побед и неудач.
  18.   Участие в учительском хоре.

 

 

И, наконец, ЛИСТ №3. Что не стоит делать в NNN-й школе

  1. Не отвечать на вопросы учеников и их родителей.
  2. Игнорировать корпоративную почту, забывать ежедневно просматривать школьный сайт www.NNN.ru.
  3. Опаздывать на урок чаще, чем 3 раза в год.
  4. Не предупреждать завуча (администратора) о непреодолимых препятствиях, не позволяющих выйти на работу.
  5. Произносить всуе слово РЕЙТИНГ, особенно в ситуации детских неудач, аргументов в пользу участия в олимпиадах, спортивных состязаниях, любви к ближнему и подготовке к ЕГЭ.
  6. Обсуждать успехи или неудачи детей публично, особенно на родительских собраниях.
  7. Ставить одному ученику в пример высокие достижения другого ученика. Так рождается социопатия.
  8. Угрожать всяким нерадивым ученикам невыполнимыми и страшными наказаниями: тюрьма, безработица, изгнание из школы, второгодничество, наказание розгами, вербовка нехорошими разведками, постановка на учет в полиции и прочее.
  9. Предлагать переход в другую школу по причине низкой результативности, лени, немотивированности. Жестоко карается.
  10.  Забывать своевременно проверять письменные работы детей. Авторитет убивается быстро, восстанавливается годами.
  11.  Задавать домашние задания, объем которых превышает нормативное время, а познавательные смысла не понятны даже тому, кто это задание задает.
  12.  Употреблять аббревиатуру ЕГЭ в работе с учащимися 1-9 классов, их родителями, дедушками и бабушками особенно. Рождаются фобии.
  13.  Повышать голос в работе с учениками больше, чем до уровня 45 – 50 децибел.
  14.  Загромождать учебный кабинет горшками с растениями, стендами, ведрами использовать искусственные цветы для чего бы то ни было.
  15.  Употреблять в записи домашнего задания слова ПРИНЕСТИ, НАРИСОВАТЬ, ПЕРЕПИСАТЬ, ПОДЖЕЧЬ.
  16.  Задерживать детей после звонка на перемену, лишая их возможности выжить в течение длинного учебного дня. Как правило, это следствие завышенной самооценки учителя и отсутствие адекватного восприятия ноосферы.
  17. Копить в рабочем столе пирожки, конфеты, недоеденные в столовой гарниры, унесённые из столовой тарелки, особенно — ложки и вилки.
  18. Вывозить детей на экскурсии, ближние и дальние поездки, не оформив должным образом это мероприятие.
  19. Запрещать детям на уроке пить воду, думать, всхлипывать, поворачиваться, смотреть в окно, не отпускать в туалет, улыбаться, шмыгать носом, чесать голову.
  20. Не допускать до урока или иной формы занятий опоздавшего ученика.
  21. Снижать отметку по предмету за поведение, забытую тетрадь, дырявые штаны, сменную обувь, юношеские шалости отцов.
  22. Вызывать родителей повесткой в школу. Лучше договориться о встрече.
  23. Говорить КАСАЕМО, ДОГОВОРА, более ВОСЬМИСТА штук, в РАМКАХ программы, согласно ПЛАНА, УСТАВА, писать «ДОБРОГО ВРЕМЕНИ СУТОК» и т.п.
  24. Посягать на личную собственность ученика, даже если это — мобильный телефон.
  25. Пребывать в угрюмом состоянии более чем 6 минут в неделю.

 

Никто и никогда не отменит важный документ «Правила внутреннего распорядка» и еще примерно 60 регламентов, составляющих основу школьной жизни, но эти три листа для меня стали ярким признаком умного и продуктивного школьного уклада, наличия в школе человеческой корпоративной культуры. В совокупности это и определяет образовательную среду организации, живущей в режиме диалога.

Когда педсовет завершился награждением нескольких педагогов корпоративным знаком «Золотая птица», в статуте которого значилось «За честь, достоинство и профессионализм», я услышал короткую оценку сидящей позади учительницы: «Работать хочется».

 

 

 

 

   
 
 
 

27.10.2017  |  Просмотров: 372  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые материалы

«Работать хочется»

Рачевский Ефим Лазаревич

Четыре месяца из жизни Тихона

Кучеренко Елена Анатольевна

О системах оценки…

Приходько Сергей Сергеевич

Рецепты компромиссов

Селиванова Надежда Анатольевна

 


 

Самые популярные материалы

О системах оценки…

Приходько Сергей Сергеевич

Четыре месяца из жизни Тихона

Кучеренко Елена Анатольевна

Рецепты компромиссов

Селиванова Надежда Анатольевна

«Работать хочется»

Рачевский Ефим Лазаревич

 


 

Самые обсуждаемые материалы

Рецепты компромиссов

Селиванова Надежда Анатольевна

О системах оценки…

Приходько Сергей Сергеевич

Четыре месяца из жизни Тихона

Кучеренко Елена Анатольевна

«Работать хочется»

Рачевский Ефим Лазаревич

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.