Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Интервью

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Каганов Вениамин Шаевич

заместитель министра образования и науки РФ

В последнее время все чаще стали говорить о дополнительном образовании, как о необходимости для развития школьника любого возраста. Каким оно должно быть? Как и где готовить педагогов для направлений допобразования? Нужен ли отдельный стандарт для таких программ?

"Директор школы" №9, 2013. Записано 11.09.2013

 Вне рамок школьного стандарта

 

Что изменится в системе дополнительного образования  с вступлением в силу нового ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»? 

Новый закон распределяет ответственности по ряду направлений в системе образования, в том числе и по дополнительному образованию. До недавнего времени вся ответственность за дополнительное образование лежала на муниципалитетах,  которые если могли и хотели, создавали условия для развития дополнительного образования.  Тем не менее,  они не обязаны были это делать, в отличие от общего образования, где хочешь, не хочешь, но нужно обеспечить условия для обучения ребенка в соответствии с действующими стандартами.

Но сейчас само значение дополнительного образования в соответствии с новым законом, в ситуации развития условий для воспитания детей должно сильно возрасти. К сожалению, на протяжении многих лет в этой сфере наблюдался застой. Если в школьном образовании происходили бурные процессы, которые возымели свой эффект, то дополнительному образованию внимание уделялось по остаточному принципу.

На сегодня ситуация такова: новые ФГОСы требуют нового содержания школьного образования, а дополнительное образование, именно как дополнительное к тому образованию, что было до новых ФГОСов, так и осталось неизменным. И здесь возникает конфликт, разрешить который можно, приведя к соответствию основное образование и дополнительное.

Более того, роль дополнительного образования увеличивается еще  и потому, что в целом  система образования взяла курс на индивидуализацию, и это значит, что в школьном, дошкольном и дополнительном образовании важно помочь ребенку так выстроить учебную траекторию, чтобы он максимально раскрыл свои таланты. Понятно, что школа  больше дает предметные знания, учит учиться, коммуницировать, но специальные направления для каждого ребенка школа может дать не всегда, и более того, она не обязана это делать.

Система дополнительного образования призвана поддерживать за счет других средств,  другой активности те предметные знания, которые дает школа. А в школе довольно много сложных дисциплин и допобразование как раз помогает их закреплять на практике в процессе проектной работы или любой другой, отличной от школьной, деятельности. Это также связано и с направлением на раннее личностное профессиональное самоопределение, параллельно с профильным образованием в основной школе.

Кроме того Федеральные стандарты предусматривают довольно большой объем и учебной,  и внеурочной деятельности, более того, при подушевом финансировании средства для этого уже заложены в бюджет и «идут» за ребенком.  Это большое количество часов, и важно правильно использовать этот потенциал. Часто в школе происходит смешение программ допобразования и внеурочной деятельности,  пришла пора навести определенный порядок. В настоящее время подготовлен проект программы развития дополнительного образования РФ, это не только программа Министерства образования РФ, но и Министерства культуры и Министерства спорта. Мы ее закрепили за субъектами Федерации, но в  силу она вступит тогда, когда завершатся все обсуждения на уровне федеральных округов, что позволит сохранить все лучшее, что было и добавить новые решения.

А если говорить о подготовке педагогов  для системы дополнительного образования?

Я бы назвал это направление даже не дополнительным образованием или повышением квалификации, а профессиональным развитием педагогических работников. Программа, о которой я говорил выше, предусматривает системные изменения в этой сфере. Нам ведь нужно не только переобучить те кадры, которые уже есть, нам нужно создавать условия, при которых в эту сферу вольются новые люди с уникальными знаниями.  А кроме людей и новые организации, способные оказывать качественные услуги в рамках своих направлений и детям, и общеобразовательным учреждениям, которые выступали бы в качестве заказчиков уникальных программ. Это могут быть университеты, научные институты и т.д., например, уже сейчас мы знаем такие организации, у которых есть уникальные разработки в области исследований магнитного поля Земли, и у которых есть огромный пласт возможностей очень интересной совместной проектной деятельности со школьниками.

Также, это могут быть НКО, спортивные организации, коммерческие организации и т.д. Для того чтобы все это воплотилось в жизнь, нам нужно усовершенствовать нормативно-правовую базу, сейчас она пока  не та, которую нам хотелось бы видеть в ближайшее время.

Каким должен быть педагог дополнительного образования, на Ваш взгляд?

Обучение в школе – обязательно,  дополнительное образование – добровольное, но учитывая, что сегодня у детей Интернет перевешивает любую другую занятость, делать что-либо еще, дополнительно они не хотят. Преподаватель дополнительного образования должен уметь увлечь ребенка так, чтобы тому захотелось ходить в кружки и секции, такому преподавателю мало рассказывать свой предмет,  вся информация, деятельность должны быть на пике самого нового и современного. Т.е., если это модельный кружок, например,  то модели должны строиться по новым технологиям, и это должны быть модели современных самолетов. Это совсем другая задача, чем у учителя в обычной школе, хотя и там учителя должны совершенствоваться и хорошо знать новые педтехнологии, но все же в обязательной школе ситуация более стандартная. А в дополнительном образовании ситуация более гибкая, дети приходят с разными интересами и запросами, и здесь нужен даже еще более глубокий индивидуальный подход, чем во время школьного урока. Педагоги допобразования по определению должны быть талантливыми людьми, которые увлечены сами и могут увлечь других.

Разумеется, возникает вопрос: где найти таких людей? Наша задача создать такие методики, такие программы, которые бы позволяли образовательным учреждениям оказать качественные услуги по  дополнительному образованию ребенка даже в условиях дефицита нужного оборудования и талантливых кадров. Но такой дефицит будет всегда, так как дополнительное образование должно развиваться вместе со всеми направлениями науки и техники и даже быстрее, чем школьная программа.  Но в наших Центрах дополнительного образования такого развития нет, так как есть отлаженные программы. А зачем куда-то двигаться и что-то совершенствовать, когда можно работать на всем готовом? Поэтому мы будем создавать условия для конкуренции разных программ, чтобы система дополнительного образования саморазвивалась.

Если сравнивать отечественную систему дополнительного образования с зарубежной, в чем существенные различия?

Наша система допобразования всегда была содержательно и педагогически сильнее, но за рубежом более развитые технологии, сфера научных исследований и проектов. И тут нам есть к  чему стремиться. Приведу пример: американская модель «фаблабов» – это лаборатории, которые позволяют за очень короткое время пройти путь от идеи до реального воплощения проекта. Детям важна постоянная смена интересов, они не могут годами, как взрослые, изучать и реализовывать какое-то дело, им нужен быстрый результат, иначе становится скучно.

Все современное, что сегодня есть в науке за рубежом и предоставлено для занятий школьникам: – компьютеры, программирование, 3D-принтеры, роботехника, у нас пока не так активно применяется. На сегодня конкуренцию зарубежным аналогам могут составить наши Центры технологической поддержки образования, которые созданы в 13-ти вузах Москвы. В Центрах могут заниматься не только дети окрестных школ, реализуя  различные проекты, используя самые новейшие технологии, объединенные с культурным и техническим воспитанием в рамках дополнительного образования, но и могут заниматься дистанционно дети из других регионов, новые технологии предоставляют такие возможности. И важно, чтобы наши технологии не просто догоняли зарубежные, а опережали их, и у нас есть  все для этого.

Как в регионах развивается дополнительное образование?

В регионах многое – да почти все – зависит от энтузиастов. Секции живописи, танцев, народного творчества, спорта и т.д.  – все это всегда было и есть сейчас, и держалось на увлеченных, неравнодушных людях.  Сейчас все регионы подготовили программы развития дополнительного образования, и все предполагают обобщение опыта лучших. И наша задача, чтобы такие яркие примеры стали массовыми, и чтобы любой ребенок в любом городе или селе, большом и маленьком, имел доступ к спектру различных направлений допобразования.

Конечно,  не всем нужны 3D-принтеры. Например,  я учился в маленькой сельской школе, все ученики старше  5-го класса ходили в школьное лесничество, высаживали деревья, изучали растения, ухаживали за ними. И всем, даже хулиганам, это было интересно.  То есть, в любом регионе есть что-то самобытное, связанное с местной жизнью и обычаями, что заинтересовало бы ребенка, и это надо использовать.

Как Вы видите интеграцию общего и дополнительного образования в рамках школы?

Это вопрос, по которому министерству предстоит выработать единую позицию. Но я вижу это следующим образом. Школа должна давать очень хорошее базовое образование. Школа должна вовлекать в образовательный процесс специализированные структуры, ведь учреждения допобразования детей должно быть специализированной структурой, и там должны работать такие специалисты, которых в школе быть не может, их вообще мало. А Центры допообразования по оснащению и подготовке  должны быть лучше, чем любая другая неспециализированная образовательная организация.

Поэтому я считаю, что в основной школе должны реализовываться программы допобразования ознакомительного уровня. Например, если это скульптура, то ребенку дают полепить из пластилина, глины, чтобы получить какие-то навыки, но если ребенок проявил какие-то таланты, то его рекомендуют и сопровождают уже к специальным педагогам и предлагают более углубленную программу или курсы. То есть, в школе – это массовое направление, а в учреждениях допобразования – специализированное, и кроме того учреждения допообразования должны быть методическими центрами, в том числе и для школ. Ведь только силами учреждений допобразования мы эту проблему не вытянем, это невозможно и не нужно. Сейчас школа переходит на полный день работы, и если ребенок с утра и до пяти вчера учится, то когда ему еще заниматься дополнительно чем-либо? Здесь нужно вырабатывать программу индивидуального развития, совмещающую возможности  школы и допобразования. С переходом на подушевое финансирование я опасаюсь, что будет «перекос», и школа не захочет «отпускать»  детей на обучение в Центры допообрпзования, и тогда нам нужно будет разработать  определенные требования к качеству программ, если школа сама возьмется реализовывать программы дополнительного образования на высоком уровне.

Идет ли  речь о Федеральном стандарте дополнительного образования?

Этот вопрос прописан в планах обсуждения в Министерстве. Стандарт допобразования для детей – очень сложная вещь. Сам стандарт создается для чего? Для того чтобы образование было качественным. Но с другой стороны, любой стандарт подразумевает определенные рамки, и в условиях изменения внешних требований может сразу превратиться в свою противоположность. Поэтому, если говорить о стандарте, то он должен быть, скорее всего, только по процедурам выполнения, а сами программы должны иметь возможность обновления, быть гибкими, опираясь на изменения науки, техники, потребности детей и системы образования.

Основная проблема, которая тормозит развитие дополнительного образования, на Ваш взгляд?

Системе дополнительного образования нужна новая идеология. Ее отсутствие  на федеральном уровне и есть основная проблема. Эта идеология только формируется, и я надеюсь, что до конца этого года она будет готова.  Никто не виноват в том, что ее не было до сих пор, система  школьного образования должна была пройти определенные этапы развития, и сейчас как раз пришло время для формирования идеологии и по допобразованию.

На сегодня уже определены основные ориентиры, но дальше возникнет другая проблема – кадры. Даже не ресурсы, а именно кадры: каким образом построить работу, чтобы в эту сферу вовлечь как можно больше заинтересованных мобильных людей, поддержать тех, кто уже работает? Вот над этим мы и будем работать.

Интервью провела Е.Терешатова

   
 
 
 

11.09.2013  |  Просмотров: 5999  |  Комментариев: 2

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

С научной точки зрения слово "индивидуализация" чушь. Говорите общие правильные слова и при этом не знаете как комплектовать классы. А есть объективные законы обучения.

 Ветчинников Геннадий Петрович   03.10.2013 в 18:01

 

Уважаемый Константин Шаевич! А сейчас получается так. Ребенок и в школе (Обязательно) и в учреждениях допобразования проходит одни и те же предметы дублируя. Например, пение, хореографию, физкультуру и др. И как Вы правильно указали , в допобразовании более специализированные и более углубленные программы. Некоторые школьники виртуозы игры на музыкальных инструментах, многие - спортсмены разрядники. И кроме школы они получают психическую и физическую дополнительную нагрузку. Может результаты этим детям стоит просто зачесть и освободить их от посещений уроков по данным дисциплинам в школе. Я думаю, что можно выработать документ, регулирующий взаимоотношения между школой и учреждением допобразования. Тем более, что в учреждениях допобразования большинство детей занимается платно и это не скажется на подушевом финансировании школ.

 Ганузин Валерий Михайлович   23.10.2013 в 19:40

 


 

Новые интервью

Карпов Павел Владимирович

Начальник Управления развития кадрового потенциала системы образования Департамента образования города Москвы

Майоров Алексей Николаевич

Заместитель руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по образованию Российской Федерации, доктор педагогических наук

Сираевым Наилем Рафиковичем.

директором ижевской специальной коррекционной школы-интерната I, II и VI вида №15, победитель Всероссийского конкурса «Директор школы-2014»

Адамский Александр Изотович

научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика», кандидат педагогических наук

Ямбург Евгений Александрович

заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, академик РАО, директор Центра образования № 109 г. Москвы.

 


 

Самые популярные интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ковалева Татьяна Михайловна

президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», д.п.н., профессор кафедры педагогики МПГУ, руководитель тьюторской магистратуры

Рачевский Ефим Лазаревич

директор центра образования №548 «Царицыно», Народный учитель России, член комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Шимутина Елена Николаевна

Директор Института развития государственно-общественного управления образованием

 


 

Самые обсуждаемые интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Бунимович Евгений Абрамович

Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве, Заслуженный учитель РФ

Иноземцев Владислав Леонидович

доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества

 


 

Все интервью пофамильно

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Аверкин Владимир Николаевич

Председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области

Адамский Александр Изотович

научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика», кандидат педагогических наук

Архангельский Александр Николаевич

телеведущий, писатель, ординарный профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Болотов Виктор Александрович

вице-президент Российской академии образования

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.