Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Интервью

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Мокринский Михаил Геннадьевич

директор Международной школы «Летово»

Какой образ школы нужно формировать в современном обществе? Какие навыки и компетенции нужны сегодня и педагогу, и директору школы новой формации? И почему такие школы невозможно создавать массово у нас в стране?

№, . Записано 27.03.2017

Волшебство и наука

  

Пару лет назад в рамках проекта НИУ ВШЭ у нас в журнале вышла серия интервью с директорами авторских школ. В том числе, и с вами. Вы тогда рассказывали о создании лицея 1535, который впоследствии называли «школой Мокринского»… Сегодня вы работаете над созданием нового образовательного учреждения… Сохранятся ли в нем традиции и идеи авторской школы и в чем именно? Или же сегодня в тренде школы другого формата?

 

Уверен, что новый формат школы нужен был уже лет 25 назад. Но тогда большая часть профессионального сообщества педагогов и я в том числе, оказались готовы к другим решениям — авторским. Образ своей школы формировался постепенно, ткался из реалистичных шагов, возможностей и из мечты, поиска перспективы. Совмещение двух таких школ — настоящей и будущей — и есть один из сценариев авторского подхода. И самое главное здесь — коллективная энергия. Собираются очень разные люди, романтики и реалисты. Делают дело, вкладывают частичку себя. Система станет все более сложной и эффективной, если хватит профессионализма, таланта и настойчивости.

Лицей 1535 создавался именно такими людьми, и развивался, ориентируясь на интересы и запросы детей. Первым правилом стало: теория и системность важны во время обучения, но основная направленность результатов обучения — практическая. Мы даем исследовательские навыки, но готовим к практической деятельности, реальной жизни.

Правило второе — направления развития школы задаются детьми, динамикой спроса. Сначала пойми, что меняется в предпочтениях и планах нового поколения, построй новый профиль. Потом постарайся обогнать запрос, сформировать свое предложение, достроить модель качества образования.

Смысл дальнейшего движения — построить школу, которая была бы изобретательной, саморазвивающейся. Такая задача требовала единомышленников и энтузиастов, которые работали бы и работали, не покладая рук. К нам приходили люди с очень разным опытом, разными убеждениями и профессиональными особенностями. Часть этого опыта они оставляли в «прихожей», потому что в нашей школе другой детский коллектив, и решать нужно другие задачи. Люди осваивались, мы росли и становились, более-менее, единым коллективом. При этом большая часть новичков не приносила с собой опыта, как продвинуть коллектив дальше. То есть присоединиться к коллективу, учить и развивать детей — да, присоединиться и развивать, менять коллег — нет.

И вот сегодня, на новом этапе и в новой школе перед нами стоит задача: добиться того, чтобы то, что пока не умеет делать ни педколлектив школы, ни большинство ее сотрудников, — а часто ни один из ее сотрудников, — стало общей целью, общим делом, общим результатом.

Например, нередко в проектной работе есть элементы творчества, есть освоение базового инструментария…и все. И «хороший» проект от «плохого» отличается степенью сложности, иногда структурированности, количеством человеческих ресурсов в него вложенных… Плохой по результатам часто ничем не отличается от реферата. «Хороший» дает ребенку толику самостоятельности и непрямой учительской поддержки, — когда мудрый взрослый не диктует следующий шаг, а подсказывает набор возможностей.

Но этого недостаточно. В «Летово»* это лишь одна задача, одна фаза проектной работы. В рамках другой фазы ученик обязательно должен спланировать оценку реальных потребностей в результатах, понять и описать, для кого это делается. Должен создать и описать прототип, спланировать его развитие от этапа к этапу. Запланировать ресурсы, и не только интеллектуальные. Очень разные проекты должны приходиться на разные периоды учебной жизни ребенка.

Например, проект про открытие, обнаружение закономерностей — чисто исследовательский проект. Когда он перемещается в сферу социальной жизни, то к открытию закономерностей добавляется понимание контекста, ожиданий, или даже изучение потребительского запроса. Следующий проект предполагает творчество не только для самовыражения, но и для творческого соответствия запросу, управление творчеством для решения серьезных социальных задач.

В проект встроено умение работать на стартапе, умение работать с проектом и как исследователь, и как инженер, и как эксперт, и как предприниматель. И такие навыки не связаны с бизнесом напрямую, они связаны с умением оперировать предпринимательскими навыками, как частью проектной работы. И конечно, учителя нашей школы обязаны владеть всеми навыками, понимать разнообразие задач и возможностей такой работы.

И тут обнаруживается, что ни у одного сотрудника школы нет полного инструментария, который сегодня должен стать обязательным условием при формировании современной системы компетенций и навыков у ребенка.

Что мы пытаемся сегодня сделать, запуская нашу новую школу? Мы пытаемся за два-три года до открытия, формируя команду, сделать так, чтобы какой-то базовый набор всех этих компетенций стал достоянием каждого члена педколлектива, и не важно, какой предмет он преподает.

Мне кажется, что именно в этом основное отличие авторской школы от школы нового формата. Создавая авторскую школу, мы шли эволюционным путем, стараясь на энтузиазме людей подняться как можно выше в исследовании того, чем должна быть российская академическая традиция для современного образования. Сегодня мы осознанно подходим к тому, что эта академическая традиция — несущая ось, а вторая несущая ось — формирование компетенций и умений, построение видов деятельности, практик и опыта, которые нужны современному ребенку. Кроме этого, сюда же входит осознание того, что такая новая школа должна начинаться с обучения учителя и с формирования педагогического коллектива.

Будут ли отличаться методики преподавания в вашей школе от традиционной? И какие еще различия вы видите, как в обучении, так и в управлении?

Я в детстве любил фантастику. Однажды прочел рассказ, о двух мирах, разделенных стеной, лишенных любых контактов. Один мир средневековой магии, другой — научного прогресса. Возможностей каждого для преодоления стены было явно недостаточно, и только соединение точного расчета и волшебства открыло путь навстречу друг другу и в будущее.

Мысль простая, даже тривиальная, но образ очень точно ложится на школу — единство науки и искусства. И ей от традиций, рассуждений и лозунгов нужно перейти к действиям, найти новые возможности, технологии и объединить их.

Во-первых, каждый учитель должен получить своеобразную «прививку» управленческих умений.

Например, вы прожили 20 лет своей педагогической жизни в понимании того, что у вас есть устойчивый набор источников информации. Вы ходите на курсы повышения квалификации, заходите на профессиональные сайты, у вас есть устойчивый круг референтного общения и т.д. Что происходит с вами, когда перед вами ставится задача серьезного пересмотра возможностей образовательной программы, например, подготовки к двум типам экзаменов: к российскому, и к международному? Прежде всего, вы как педагог скажете, что кто-то за вас должен решить часть задач, а потом вы подключитесь на этапе преподавания. Каким образом? К примеру, чтобы появилась образовательная программа, которая готовит ребенка к поступлению в Гарвард, ее должен написать специалист… Но легко предугадать следующий шаг: программа есть, но у нее непривычные цели, результаты, логика. Она непонятная и чужая; нет, кто написал, пусть тот и преподает!

Какой должен быть управленческий ход в этом случае? Учитель должен получить доступ и поддержку в работе со всеми источниками информации, которые позволяют понять и структурировать задачу. Должен понять и принять ориентиры и инструменты для разработки программы, поиска нужных методик, выявления критериев и измерителей, которые ему нужны будут на разных этапах подготовки. Уже с учетом этих критериев и измерителей пересмотреть итерационно несколько раз учебную программу.

Если прежде он с глубоким знанием и тонким пониманием предмета брал примерную программу, мог дописать более или менее детально на этой базе что-то свое и дальше делал акцент на уровневой и индивидуальной работе с детьми, то сегодня задача другая. При всем том огромном потоке информации, который есть на тему альтернатив преподавания, нужно наладить правильный диалог. На самых ранних этапах подготовки программы научиться формулировать свой запрос зарубежным коллегам: рассказать им, как вы видите задачу, каких конкретных результатов ждете от их консультаций, их участия.

Педагогу привычно отвечать за «сборку» в конце процесса. Он всегда знал, что есть программа, а есть материал, который сложен для изучения. Программа — более или менее удачная данность, логика преподавания, но вполне поддающаяся настройке. А выбор уровня сложности определял не просто задания; понимание задач класса, групповых особенностей подготовки и индивидуальных трудностей восприятия диктовало свою учебную стратегию.

Ситуация для нашей школы сегодня на порядок сложнее. Например, есть набор проблем, открытых задач. О них мы в разной степени осведомлены по англоязычным практикам. Знание ориентировочное, примерное. Надо выбрать референтные школы для сравнения; надо понимать их системные отличия; распознать сопоставимые уровни подготовки детей и сложности материала. Условно говоря, вместо одного Института повышения квалификации, с которым вы прежде имели дело, надо выйти на взаимодействие с десятками таких институтов, представляющих десятки разных образовательных моделей.

Исключительно важно, чтобы учитель понял, что в такой ситуации — избытка информации — он должен был бы умело работать уже лет 10-15. Ведь раньше он учил справляться с дефицитом информации и жил с детьми в одной реальности. Затем пути разошлись, но учителя как-то не сразу это поняли … И вот теперь есть шанс вновь найти опору, вернуть инициативу, когда уже на себе прочувствовал, каково это…

И таких отличий между привычным преподаванием и нашей школой много. Мы раньше всегда учили ребенка тому, что точно знали сами, про остальное рассказывали, что, наверное, это очень важно. Но на себя примерить не умели. И слово «наверное» весило значительно больше, чем слова «очень важно». Сегодня мы понимаем, что для того чтобы развивать в ребенке социальные и когнитивные умения, надо сперва понять, на какого типа проблемах, кейсах, проектах эти умения должны формироваться, и это понимание к учителю приходит через управленческие умения, умение найти и структурировать тот материал, без которого такая работа невозможна.

Каким должен быть педагог вашей новой школы? Какими навыками и компетенциями он должен обладать?

Не скрою, требования у нас очень высокие. У педагога два вида управленческого опыта ложатся в основу нового понимания работы.

Во-первых, в его голове должно выстроиться понимание сложной горизонтальной карьеры: учитель, тьютор, организатор дополнительного образования, методист-разработчик учебных материалов, организатор дистанционного обучения, участник коллективного предметного и межпредметного планирования, разработчик системы оценивания. Это минимальный состав расширенных компетенций и профессионализма, которые составляют горизонтальную карьеру педагога школы «Летово».

Во-вторых, для того чтобы такая система могла прижиться в голове, в основе необходим собственный опыт реальных проектов. Нужно пройти через создание прототипа, оценку разнообразия запросов, планирование ресурсов. Тогда-то и получится в обучении расстаться с монополией исследовательских проектов, красиво обедняющих стратегию развития и формирования компетенций. Выстраивать альтернативные решения для той или иной стратегии обучения, гипотезы, планы, оценивать их значимость, обосновывать уникальность — вот что мы должны поощрять в учителе кроме знакомых ему научно-методической основы и исследовательского подхода.

Для этого, помимо своих собственных серьезных задач, учитель время от времени должен подключаться к группам, которые создаются на полгода-год, и работают над трудозатратными, но важными проектами с заделом на будущее.

Это первая история про профессиональную и корпоративную культуру учителя.

Вторая. У нас очень большой объем различных творческих задумок про инструменты преодоления инерции в том, что касается нашей профессиональной культуры. Например: как обучить людей строить переписку с коллегой из другой школы? Как сделать так, чтобы результаты этой переписки планировались заранее? Как собрать результаты переписки всех коллег, которые в ней участвуют, в единый информационный банк данных школы, чтобы все могли пользоваться этой информацией? Все это объем дополнительных управленческих задач для учителя…

Если учителя ценят такие возможности, умеют делать эту работу вместе, мы выходим на другой уровень понимания того, что такое целостность программ. Это третий этаж планирования и координации усилий.

Первый — научность, академическая системность.

Второй — методическая выстроенность, обоснованность.

Третий — способность договариваться о разделении труда и совместном достижении метапредметных результатов.

На втором уровне (методика) и в планировании (необоснованные перегрузки, недопонимание смысла углубления, расширения, ускорения), и в процессе обучения (завышенные ожидания, пиковые нагрузки, неравномерное усвоение, переизбыток состязательной мотивации в оценивании) именно хорошие школы нередко заранее соглашаются на системную ошибку. Группа учителей, которая работает с олимпиадниками и одаренными детьми нередко эксплуатирует их сверхвысокую мотивацию, отбирая время у других предметов, задач развития, отдыха.

Для нас это совершенно неприемлемый подход, и первое, о чем мы говорим с нашими учителями — это совместное планирование такой нагрузки, при которой нужно разнообразно и обоснованно нагружать детей. Позиция «как можно больше» здесь не проходит.

Выйдя на третий управленческий уровень, мы все больше ориентируемся, опираемся друг на друга. Формирование компетенций в рамках любого предмета у ребенка должно опираться на работу коллег в другой образовательной области.

Вот теперь мы всерьез готовы к решению ключевой задачи управления школой — более глубокая специализация и разделение труда. Это наша гипотеза: система управления, система саморегулирования и профессиональная культура педагога вместе могут обеспечить решение учебных задач нового уровня сложности на нужном уровне качества. Горизонтальная карьера, задачи кафедр, межкафедральное взаимодействие и проектные группы –— все это элементы решения единой задачи. Они и задают иной масштаб профессиональной подготовки и управления карьерой каждого сотрудника.

Если смотреть шире, у нас в системе образования, в школах ничего подобного массово не происходит. Причина в том, что нет запроса родителей. Мы не сумели пока показать родителю, насколько отсутствие современного дифференцированного подхода к результатам крадет и у школы, и у педагога, и у ученика возможность целенаправленно решать те задачи, которые вчера были недостижимы и непонятны, а сегодня становятся насущной необходимостью в работе школы.

 

Где найти таких учителей?

Мы стараемся «вырастить» их сами. Сперва мы ищем учителей, которые видят перспективу развития школы сходным образом. Они уже успешны и достигли результатов каждый в своей области в академической системе, они владеют российскими моделями и методиками обучения, исповедуют деятельностный подход в образовании. Но понимают, что хотели бы найти коллег для следующего этапа профессиональной самореализации.

С такими учителями мы и начинаем работать, договариваясь о том, что наше главное обоюдное требование — желание развиваться, осваивать инструменты коллективного планирования и обучения, отвечать за достижение межпредметных и метапредметных результатов. На этом новом для себя направлении они не перекладывают ответственность на других, понимают, какой конкретный вклад вносят, они полноправные участники дела.

С нашей стороны мы делаем все, чтобы сделать удобной их работу, структурировать понимание перспектив и карьеру, поддержать на каждом этапе системой профессионального развития. Мы начинаем вместе с ними выстраивать представление о качестве работы отдельного учителя, качестве работы кафедры. И по мере того, как мы научимся переходить от постановки общих ориентиров к разнообразию конкретных задач, перестанем упускать важные результаты, сделаем их повседневной нормой.

Поэтому сначала мы должны найти учителей, которые захотят именно так и именно у нас работать. Потом должны поддержать их в первых начинаниях. Потом поддержать снова, когда навалятся трудности перехода от одной модели работы к другой. А дальше вместе мы должны войти в такое необратимое состояние, когда школьная культура, школьная программа, набор методик делают возврат к ограничениям прежней системы обучения невозможным.

Беседовала Е. Терешатова 

*Международная Школа «Летово» с возможностью проживания на территории кампуса открывается в сентябре 2018 г. Школа примет учащихся 7-11 классов, отобранных на конкурсной основе по всей России

  

   
 
 
 

27.03.2017  |  Просмотров: 2427  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые интервью

Мокринский Михаил Геннадьевич

директор Международной школы «Летово»

Цандекиди Александр

генеральный директор компании «Музенидис Тревел»

Филонович Сергей Ростиславович

профессор, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ

Поливанова Катерина Николаевна

профессор, доктор психологических наук, директором Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ

Ленская Елена Анатольевна

декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат педагогических наук

 


 

Самые популярные интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ковалева Татьяна Михайловна

президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», д.п.н., профессор кафедры педагогики МПГУ, руководитель тьюторской магистратуры

Рачевский Ефим Лазаревич

директор центра образования №548 «Царицыно», Народный учитель России, член комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Шимутина Елена Николаевна

Директор Института развития государственно-общественного управления образованием

 


 

Самые обсуждаемые интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Бунимович Евгений Абрамович

Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве, Заслуженный учитель РФ

Иноземцев Владислав Леонидович

доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества

 


 

Все интервью пофамильно

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Аверкин Владимир Николаевич

Председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области

Адамский Александр Изотович

научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика», кандидат педагогических наук

Архангельский Александр Николаевич

телеведущий, писатель, ординарный профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Болотов Виктор Александрович

вице-президент Российской академии образования

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.