Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Больше пользы, чем вреда…

Копытин Сергей Юрьевич, директор лицея авиационного профиля № 135 города Самары, призер Всероссийского конкурса «Директор школы — 2016»

«Как вы представляете директора за работой? Он судорожно стучит по клавиатуре, роясь в нормативно-правовых просторах интернета, беседует с родителем ученика, дает указание подчиненным, принимает налогового инспектора, снимает пробу со школьного завтрака…»… Такое шаблонное мнение о работе директора я предлагаю переосмыслить...

Никто не будет спорить с тем, что тема компромисса в работе директора  совсем не проста. На мой взгляд, сложность ее заключается еще и в том, что деятельность руководителя в основном заключается в принятии  управленческих решений и совершенно точно, в 90% случаях эти решения — компромиссные, то есть принимаются в расчете на то, чтобы, образно, пользы от них было больше, чем вреда.

Конечно, речь не идет о деятельности директора, связанной с разработкой локальных актов, составление отчетов, изданием стандартных приказов и прочими зарегламентированными процедурами, имеющими своим итогом вполне определенный результат, идеальность которого зависит только от руководителя (его мастерства, эрудированности, опыта, интеллекта).

В остальном — сплошной компромисс: сделать замечание сотруднику, но не обидеть; сделать ремонт, потратить как можно меньше средств; потратить деньги на выполнение предписания надзорных органов или на реальное улучшение материально-технических условий обучения… Этот ряд можно продолжать бесконечно, а новый день все равно дополнит его новой строкой.

Оценить все «за» и «против», определиться с рисками, предположить последствия — вот далеко не весь  перечень итераций мозга перед окончательным вердиктом.

Летом 2007 года я был назначен директором в лицей авиационного профиля города Самары. Тот самый, в который  поступил в первый класс в 1989, который с отличием закончил в 1999 и, в который пришел на свое первое место работы учителем информатики в 2003.  

Сегодняшний лицей авиационного профиля № 135 городского округа Самара «начинался» еще в 1957 году как средняя общеобразовательная школа № 135 Кировского района города Куйбышева. В 60-х годах прошлого века в ней обучались только ребята 10–11-х классов, отобранные со всего города, имеющие определенные склонности к изучению физики, математики, информатики, черчения и прочих технических дисциплин. Тогда даже не удивительно было в качестве литеры класса увидеть букву «К». Постепенно школа аккредитовала ступени начального и основного образования, и очень скоро заполнила все параллели классами.

Учреждение всегда пользовалось заслуженной популярностью у жителей Самарской области. Выпускники продолжали разносить славу об альма-матер, а среди них были и есть профессора именитых ВУЗов, главные врачи, депутаты разного уровня, успешные ученые и пр. Поступить в нее было совсем не просто, испытания присутствовали даже для первоклашек. Чтобы хоть частично удовлетворить запросы родителей, в оперативное управление школе было передано еще одно здание, в котором уютно разместились учащиеся 1–4-х классов. В общем и целом 135-я "звенела" и не только на Самарскую область…

Иногда, сложив руки, я могу просидеть у себя в кабинете не один час, и изредка заходящие коллеги по наивности могут предположить, что директор мечтает вместо работы. К тому же, памятуя замечательную книгу Д. Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить», я не стараюсь создать как можно более серьезную, проблемную и мегазадумчивую гримасу во время выработки возможно даже судьбоносного решения. Конечно, каждому свое, а мне просто физически и психологически комфортнее мыслить в расслабленном состоянии, возможно, с улыбкой.

Так вот, увидев такого человека в кресле директора, только ленивый не подумает, что директор — бездельник. На самом же деле, возможно, для учреждения именно эти часы окажутся самыми полезными. Сложность еще заключается и в том, что трудно накопить опыт решения сложных задач, так как даже после их разрешения остается еще много вопросов, связанных с эффективностью принятых шагов. «Может быть, было решение, которое более приблизило бы итоговую ситуацию к желаемой?» — вопрос, который может ждать своего ответа долго, а может и не дождаться вовсе.

Так получилось, что с самого начала моей работы в должности директора мне пришлось принять решение, в правильности которого до сих пор остаются сомнения. Вот в чем было дело. Нашему учреждению принадлежат два здания с прилегающими территориями. Когда я вступил в должность, территория основного здания находилась в удовлетворительном состоянии, а вторая — в совершенно ужасном. Средств на благоустройство, разумеется, ни у меня, ни у города не было, и я начал искать иные способы приведения территории в надлежащее состояние.

Где взять деньги, как не у бизнеса, предложив ему что-то взамен? Вот тут уж задумаешься о балансе желаемого и действительного. Взял в партнеры директора автошколы, на следующих условиях: на заброшенной территории он готов был построить второй в России автоматизированный автодром для обучения вождению и сдачи экзаменов в автоматическом режиме (один такой уже был построен в Челябинске и пользовался хорошим спросом). Для учреждения были свои плюсы: все обучающиеся 11-х классов ежегодно абсолютно бесплатно проходили обучение в автошколе, получали свидетельство и сдавали экзамен на права; в свободное время дети могли кататься на велосипедах и картах (простейших гоночных автомобилях без кузова); территория становилась городской площадкой для проведения соревнований «Безопасное колесо».

В общем, был подписан договор о сотрудничестве и уже через полгода наш автодром открывал начальник Главного управления внутренних дел Самарской области на тот момент. Открытие было торжественным с присутствием первых лиц города. Все поблагодарили за хорошую идею и грамотное воплощение, об этом событии написали региональные и федеральные СМИ. Мы повысили престиж своего учреждения, обучающиеся были рады возможности без отрыва от уроков обучаться еще и водительскому ремеслу, получать права. За все это мы получили не совсем приятное соседство с небольшим (8 машин) автопарком.

Несмотря на то, что все необходимые замеры качества воздуха были проведены и говорили о том, что загрязнение совсем незначительное, укладывается в допустимые границы, все же нашлись недоброжелатели, которые считали своим долгом периодически писать жалобы в надзорные органы. С тех самых пор мы периодически принимаем гостей из Роспотребнадзора, прокуратуры, департамента общественной безопасности и прочих…

Эта ситуация в том числе заставляет задуматься о правильности принятого тогда решения. Но есть еще вопрос и посерьезней, который, судя по всему так и останется без ответа…

Через два года после открытия автодрома здание лицея было признано аварийным, с тех пор нам приходится ютиться в одном здании и ждать как манны небесной средств на реконструкцию. Каждый год нам обещают включение в титул капремонта, но воз и ныне там. Директор автошколы — достаточно влиятельный человек в городе, с моих слов он знает, что реконструкция предполагает и обустройство территории в соответствии с требованиями СанПиН, и нашему партнерству придет конец. В диалоге он уверил меня, что готов покинуть площадку, как только власти приступят к ремонту школы. Более мне от него нечего и требовать. Однако, денег так и нет, и волей-неволей я задаю себе вопрос: не связано ли столь долгое ожидание с латентной деятельностью партнера?

Думаю, что так не получу ответ на этот вопрос, и ничего не остается как звонить, писать, просить. К счастью, в моей практике этот случай единственный и неповторимый по своей важности, сложности и неопределенности.

А вот чем мысли заняты в настоящий момент. Губернатор Самарской области  Н.И. Меркушкин прибыл к нам из Мордовии. Во время губернаторства в Саранске он создал Республиканский центр для одаренных детей. Этот центр очень хорошо себя зарекомендовал и даже занял второе место в России по результатам участия во Всероссийской олимпиаде школьников в 2015 году. Николай Иванович задумал теперь и в Самаре что-то подобное создать. Наш центр для одаренных детей должен принять первых воспитанников уже в сентябре 2016 года.

От министерства образования и науки Самарской области мне поступило предложение возглавить его, распрощавшись,  с местом директора лицея авиационного профиля. В планах Губернатора построить целый образовательный центр с гостиницей, бассейном и учебными корпусами в живописном месте на берегу Волги. А пока будет вестись строительство (если будет вообще) областной центр для одаренных детей планируется разместить в существующем уже здании областного интерната с круглосуточным пребыванием детей. Этот интернат находится в промышленной зоне, в видавшем виды небольшом здании на 160 человек.

Конечно, мое решение было бы положительным и достаточно оперативным, если бы новый центр был бы уже выстроен. Может быть, даже я согласился бы, если б была уверенность в том, что его построят в ближайшее время. Т.е. желаемое — это интересная работа с одаренными детьми и классными педагогами при повышенном нормативе оплаты труда в новом здании на берегу Волги. Действительность — работа с неизвестным коллективом, с трудностями с набором детей, в приспособленном здании, в «грязном» районе города при неизвестных перспективах в условиях экономического кризиса. Может кому-то такое предложение показалось бы и очень выгодным, но мне же еще, ко всему прочему, пришлось бы расстаться со своим лицеем, который объективно считается лидером Самарского образования, второй год занимает первое место по количеству призеров и победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Министр же был очень настойчив в разговоре и убедителен, сказал даже, что у самого было желание возглавить этот центр, и мои сомнения ему совсем не понятны. А сомнения вот какие. В Саранске около 30 школ, большинство из них самые обычные без углубленного изучения отдельных предметов. Уровень преподавания достаточно средний. Часты ситуации, когда талантливый ребенок вынужден был покидать город в поисках образования повышенного уровня, в поисках знакового учителя. Обучающиеся начали «утекать» из города еще на этапе получения среднего образования, а не для поступления в иногородний университет, как обычно случается. Просто напрашивалось создание учреждения, которое своей инфраструктурой и кадровым составом привлекало бы одаренных детей со всей республики.

Так и получилось: шикарное здание, бесплатное питание и проживание, уроки от приглашенных высокооплачиваемых специалистов сделали свое дело. Центр достаточно быстро наполнился, заработал и уже выдает отличные результаты.

В Самаре 160 общеобразовательных учреждений, среди них и «лицеи», и «гимназии», и «школы с углубленным изучением отдельных предметов». Каждое учреждение достаточно самобытно, занимает свою нишу оказания образовательных услуг. Есть гуманитарные, технические, эстетические и пр. Кадровый состав знаковых учреждений достаточно силен и имеет достойное вознаграждение за хорошую работу. Так что же должно произойти, чтобы одаренный ребенок покинул свою родную школу (а обучение в центре планируется вести с 8-го класса) ради учебы на окраине города, пусть и с проживанием, но обучением неизвестно у каких педагогов?

И какая же должна быть зарплата учителей в этом центре, если лучшие из них получают в своих школах из всех официальных и неофициальных источников не менее 80 тысяч рублей? Мне говорили об утроенном нормативе, но обучение в классах по 10 человек, т.е. грубо говоря, учитель будет получать столько же, сколько и в обычной школе за обучение 30 человек (в условиях нормативно-подушевого финансирования).

Кроме того,  в тот момент в нашей семье мы ждали  появления на свет третьего ребенка, и я не хотел оставить детей совсем без внимания, понимая, что первые несколько лет в новом центре придется разве что не ночевать.

Выслушав все мои доводы и ответив на вопрос, почему идеи создания такого центра не возникало у министерства, пока губернатором не стал Николай Иванович Меркушкин, министр удалился на совещание, а я остался в глубоких раздумьях о том самом балансе. Я не хочу терять свое учреждение, в тоже время могу упустить хороший шанс интересной новой работы в новом центре. Вдруг мои опасения не подтвердятся, и центр заработает-таки, отбирая у хороших школ и детей и преподавателей, тем более, что последних можно по пальцам перечесть в Самаре?

Тогда я предложил, что  пока новый центр не будет построен, чтобы не срывать планы сентябрьского открытия, объединить этот интернат с моим учреждением. Это позволило бы и отчитаться перед Губернатором, и безболезненно наполнить центр и обучающимися, и педагогами, благо дело в нашем здании мощностью 500 человек обучается чуть меньше тысячи. Мы даже готовы были сменить наименование.

Эта идея рассматривается в министерстве. Но есть, конечно, множество организационных проблем. Например, интернат областного подчинения (ГБОУ), а лицей 135 — муниципального (МБОУ). Разные собственники зданий, разные схемы финансирования и т.д. Так или иначе, поиск баланса продолжается, и на данный момент мы пытаемся описать концепцию такого «гантелеобразного» учреждения, которое отвечало бы и требованиям Губернатора и органично влилось в образовательное пространство Самары.

 

   
 
 
 

27.04.2017  |  Просмотров: 1829  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые материалы

«Работать хочется»

Рачевский Ефим Лазаревич

Четыре месяца из жизни Тихона

Кучеренко Елена Анатольевна

О системах оценки…

Приходько Сергей Сергеевич

Рецепты компромиссов

Селиванова Надежда Анатольевна

 


 

Самые популярные материалы

О системах оценки…

Приходько Сергей Сергеевич

Четыре месяца из жизни Тихона

Кучеренко Елена Анатольевна

Рецепты компромиссов

Селиванова Надежда Анатольевна

«Работать хочется»

Рачевский Ефим Лазаревич

 


 

Самые обсуждаемые материалы

Рецепты компромиссов

Селиванова Надежда Анатольевна

О системах оценки…

Приходько Сергей Сергеевич

Четыре месяца из жизни Тихона

Кучеренко Елена Анатольевна

«Работать хочется»

Рачевский Ефим Лазаревич

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.