Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Воспитание свободой

Пименов Александр Юрьевич , директор ЦО №975, Москва

Дневник наблюдения директора школы за ходом пятидневного эксперимента «Школа без самоуправления» (в тайне почти от всей школы).

 Предыстория

Почти 15 лет назад в нашем Центре образования состоялся первый педагогический совет, посвящённый организации ученического самоуправления. За время, прошедшее после данного педсовета, на котором учителя единогласно (впрочем, к сожалению, как всегда) приняли решение о начале работы в этом направлении, совместно с учащимися были разработаны: подпрограмма «Инициатива молодых», «Декларация учащихся», «Соглашение о правилах взаимодействия между сотрудниками и учащимися». Ежегодно стали проводиться общешкольные прямые и тайные выборы учителей и учащихся в Совет ЦО; возникли органы школьного самоуправления (соуправления) Ученические советы школы и классов, Советы школьного спортивного клуба, физоргов, музея, военно-патриотического клуба; стали постоянно проводиться конкурсы самоуправления классов… Был разработан внутришкольный мониторинг по определению уровня проявления детской инициативы, результаты которого показывали, что количество мероприятий, подготовленных и проведённых самими детьми, постоянно растут, также как и количество детей, принимающих участие в работе  органов самоуправления. Несколько лет назад школа заняла первое место в окружном конкурсе по развитию ученического самоуправления, свой опыт мы представляли на семинарах и конференциях самого разного уровня, за развитие самоуправления получали высокие баллы при подведении итогов работы школ за год от Управления образования. В целом, действительно, было чем гордиться!

Но меня постоянно не покидало чувство какой-то неудовлетворённости!  Я почувствовал разрыв «между словом и делом», который заключался, например, в прекрасном представлении классным руководителем и лидером учащихся самоуправления в классе и реальной повседневной жизнью, выражавшейся, на самом деле, в негативном отношении части классных руководителей к идее самоуправления и безразличии лидеров учащихся! «Может это очередная имитация ещё одного процесса в образовании, которыми нередко мы грешим?» - думал я.  И тут мне попадает в руки книга А.Нилла «Самерхилл – воспитание свободой».

Многое удивляет, но понимаю, что в принципе он пишет о том, что я многие годы «продавливаю» в своей родной школе: уважение к личности ученика, правила совместной жизни учащихся и учителей, свобода выбора, школа без самоуправления не может называться настоящей школой. Зацепило одно предложение: «Я уверен, что, если кто-то задумает в моей школе отменить самоуправление, то ученики не дадут это сделать!» Возникла идея провести педагогический эксперимент: посмотреть, что будет у меня в школе, если я отменю школьное самоуправление?

Понимаю, что в одиночку этот эксперимент не потянуть, поэтому кропотливо отбираю состав максимально ограниченной группы лиц, которых будет необходимо посвятить в свою идею. В нее вошли: зам. директора по ВР, старший вожатый и социальный педагог.

Подготовка
11.01.
Заседание творческой группы: моё предложение отменить самоуправление одобрено, определены роли, согласован текст распоряжения. Составили на всякий случай протокол заседания творческой группы. Вдруг кто-нибудь начнёт жаловаться в Управление или Департамент образования.

День первый
12.01.

Старшая вожатая М. огласила текст распоряжения на ученическом совете. Сказала, что лица у ребят были серьёзные. Привлекли внимание следующие высказывания:
11а: «А можно всё оставить, как было?»

4б:  «Ученического совета и совета физоргов больше не будет?»

8а : «В общем отменить всё? Ну, на «нет» и суда нет. Александр Юрьевич последнее время становится диктатором».

Неизвестный: «Кто будет выбирать нам форму?». Ответ от старшей вожатой М.: «Какие штанишки вам учителя выберут, в таких и будете ходить!»

Зам. директора по дополнительному образованию Е.: «От Совета школьного спортклуба и совета военно-патриотического клуба можно отказаться, от совета физоргов - нет! На классных руководителей ложится еще больше нагрузки. Уже привыкли к тому, что часть работы можно переложить на детей. Плохо. Надо до конца это понять». Таким образом, определили какой орган самоуправления, действительно, нужен и работает неформально! Думал, что она подойдёт первая как наиболее пострадавшая в практическом плане. Е. пошла своим путём – работать с физоргами через классных руководителей!

10 «А» в шоке! «Мы теперь совсем бесправны» – говорят дети. Предположили, что инициатором были не только директор, но и зам. директора по УВР Ф. (из-за частых обращений с контрольными и самостоятельными работами). Беспокоятся за то, какую форму для них выберут. Облегченно вздохнули, что это только с 1 сентября.
Ушли, бурча себе под нос.

Проведено совещание с учителями, на котором был озвучен текст распоряжения. Лица удивлённые. Я ушёл, оставив зам. директора по воспитательной работе Д. для разъяснения ситуации. По оперативным данным первыми высказали недоумение «моя команда» – заместители директора С. и Л., поставив вопрос: «Имеет ли право директор на такие действия?». Молодцы! Недаром учатся на менеджеров. Так же Л. возмутилась: «Декларацию обсуждали и принимали все вместе, как директор может отменить ее единолично?» С. добавила: «Надо почитать документы. Может ли директор самостоятельно распустить Совет ЦО?» Голос учителя А., которая сама не очень стремится к развитию самоуправления: «Хочется демократии». С. Предложила: « Может, стоит провести референдум?» Остальные молчали.

Удивили слова молодого специалиста П. после совещания, сказанные в узком кругу: «Не верю, что после 15 лет работы над детским самоуправлением, директор в одночасье решил всё разрушить, а как же программа развития, план работы, о которых я писала в книге педсоветов?». Предположила, что я, таким образом, проверяю коллектив. Умница!

Состоялся серьёзный разговор между заместителями. С одной стороны, включённая в реализацию проекта зам по воспитательной работе Д. и ничего не знающими, с другой стороны, Л.и. С., которые продолжают копаться в том, что произошло. Вспомнили про конкурсы УС, в которых наша школа занимала призовые места, про рейтинг директоров школ, про проведенные семинары и совещания. Л. разгневанно: «А как же программа развития – переделывать не буду!» Полезли в книги с новыми стандартами образования. С.  возмущаясь: «Уберу с сайта всё о самоуправлении, Декларацию, Соглашение!» Ох, как сложно держаться!» – отмечает Д.

Состоялся большой разговор с С. Задавала абсолютно правильные вопросы по правомочности данного распоряжения, о необходимости не отказа, а совершенствования ученического самоуправления и с чего это я, вообще-то, разошёлся? Отметила, что развитие школьного соуправления – это стратегия нашей школы. Отбиваюсь, но держусь! Согласен с её тезисом, что от некоторых не понимающих новой ситуации в образовании учителей надо отказываться!

Руководитель кружка журналистики сказала, что не могла вести кружок журналистики, т.к. дети говорили только о действиях директора, но позывов к защите своих прав не обозначили. Она возмущалась, что они (бывшие выпускники) всего добивались, строили, развивали, а они (нынешние учащиеся) всё развалили!

День второй
13.01.11

Жду, когда придёт главный омбудсмен, председатель ученического совета, члены Совета ЦО, а дождался звонка от С., запросившей текст распоряжения и Устав. Молодец! Думаю, что у них с Л.. образовалась собственная творческая группа.

У меня урок в 9 «б» – вопросов нет!

Профильный курс по обществознанию в 9 «в». Ученица (активистка в ученическом совете школы) говорит: «Это плохо! Плохо то, что нас лишили свободы в школе». Другой ученик (член совета школы) вторит ей: «Александр Юрьевич отменил демократию». Остальные молчали.

Обозначила свою позицию учитель начальных классов В., заявившая зам. по воспитательной работе, что в своём классе у неё самоуправление сохранится и оно нужно! Молодец! Но насторожило, что она также сказала, что раз уж так произошло, то может хоть в старшей школе самоуправление можно оставить, а я прочитал у А. Нила, что чувство свободы у ребёнка формируется до 12 лет!

Заходила руководитель школьного музея К. (у нас есть Совет музея, в который входят учащиеся). О роспуске Совета музея ни слова. Может ничего ещё не знает, а может Совет формальный? Интересно!

На переменах две активные ученицы охают и ахают в кабинете самоуправления по поводу отмены самоуправления. Дальше этого пока не идет.

У меня урок в 9 «а» и 9 «в» – вопросов нет! Двое из ранее возмущавшихся действиями директора учеников своим шансом расспросить у меня лично о данной ситуации почему-то не воспользовались! Не воспользовались им также  и ещё два ученика. Недавно они сделали отличные презентации о хиппи и панках, говорили, что в основе их взглядов лежит протест. Я не призываю своих учеников быть хиппи и панками, но протест всё же это состояние молодёжи. Может проблема во мне? Несмотря на то, что всю свою профессиональную деятельность пытаюсь выстраивать отношения и с учителями и с детьми на основе демократизма, мне не верят или слово «директор» действует подавляюще?

Зам. по УВР Т. с улыбкой спрашивает: «А, что у нас теперь самоуправления нет? Меня вчера не было, и я только сегодня увидела распоряжение. Ведь, мы столько призов за самоуправление получали! Что случилось?» Молодец! Вопрос задала, хоть с улыбкой, но по существу и напрямую директору! Я от прямого ответа уклонился.

Так и не дождался председателя ученического совета! Иван, где-ты? Ты же у нас рядом с самим Павлом Астаховым! Почему молчит второй член совета при Астахове – ученица 11-го класса В.? Членов Совета ЦО тоже нет! Максим, Никита, Паша, где вы? Этот вопрос обращаю также к учителям, входящим в Совет! За вас ведь «худо-бедно» голосовали! Получается как лидеры – вы лучшие! Что ещё удивило – это отсутствие главного омбудсмена школы! Уверен был, что одной из первых придёт ко мне наш омбудсмен! Знаю её 20 лет! Ошибся. Решила не связываться или в душе одобряет? Наверное, скажет потом.

Дома сын, являющийся учеником нашей школы, назвал с улыбкой на лице отца «тираном», «деспотом» и «диктатором»! У него прозвучала мысль, что реальным органом ученического самоуправления является совет физоргов, затем добавил: «А как будет Школьная футбольная лига без совета капитанов?» Я вспомнил, что сегодня зам. директора по дополнительному образованию объявляла о собрании совета капитанов. Значит, есть у нас ещё один реальный орган самоуправления, который работает, несмотря на позицию директора!

Зам. директора по воспитательной работе спрашивает дома у сына, как он относится к отмене самоуправления. Отвечает: «А какой смысл? Это нужно одному, двум, пяти, остальным всё равно».

День третий
14.01.11.

Новости с урока обществознания в 6 «а» и 6 «б». 50 % детей считают, что в создавшейся ситуации виноваты сами учащиеся, а 50 %, что учителя. В 6 «а» жаловались на постоянно кричащего учителя. Учитель, задумайся! В целом отношение к роспуску органов ученического самоуправления особых эмоций не вызвало. Отношение типа «нет их и нет».

Продолжаю ждать омбудсмена, председателя ученического совета, членов Совета ЦО.

Творческая группа приняла решение о проведении в некоторых классах трёх контрольных. Под раздачу попали 7 «б», 9 «в». Бьём детей по самому живому и актуальному для них. Интересно: будет реакция или нет?

Урок алгебры в 7б у Ч.. Контрольная работа по плану. После контрольной учитель объявляет, что на 5 уроке (урок геометрии) будет контрольная (вторая за день у меня и без предупреждения). Оказывается, что у детей это третья контрольная. Реакция только у троих: «Третья контрольная в день. ДАААААА! Ну, что ж, за то не будет домашней работы».

Зам. директора по воспитательной работе (классный руководитель в этом классе) провела опрос в 10 «а» на предмет: «Что дети думают по поводу отмены самоуправления?». Ответы ошарашили! Выдержки: «Самоуправление в школе отсутствовало. Ученики не знали, как им пользоваться. Мало что изменится, так как ученики и учителя привыкли к такой форме школьной жизни», «Я разочарован, но разницы не вижу», «Какая разница, что оно есть, что его нет. Ничего не изменилось, и думаю, не изменится».

И это МОИ ДЕТИ!!! – с отчаянием сказала она себе. Сколько раз об этом сказано, сколько проведено работы для того, чтобы дети работали самостоятельно.
Чуть радует одно высказывание: «Не нужно отменять декларацию, потому что, если ее отменят, то мнение учеников не сможет повлиять на решение любых вопросов, хотим мы этого или нет».

День четвёртый
17.01.11

Ждал из Совета ЦО сына зам. директора по ВР, который накануне дома копался в документах школы. Даже, по словам мамы, нашёл пункт об экстренном сборе Совета по чрезвычайным вопросам. Не дождался ни Паши, ни экстренного сбора Совета, но порыв оценил. Значит ещё не всё потеряно.

Решил в общей папке локальной сети посмотреть вопросы к административному совещанию. Увидел, что вопрос «подготовка к Дню принятия Декларации» выделен и даже «мигает». Понял, что это заместитель С. намекает на сложившуюся ситуацию.

На самом административном совещании вопросов по этой проблеме не было.

С утра зашёл главный бейсболист школы П.Е., вернувшийся только из США. Первый вопрос на производственную тему: «А, что больше совета физоргов нет? Жалко. Там собрались хорошие активные ребята! Может, сохраним?» Мне очень приятно за совет физоргов, за педагогов, которые смогли создать нужный детям и учителям орган самоуправления.

Провоцировали 9 «В», дав им без предупреждения контрольную работу по алгебре и самостоятельную работу на целый урок по обществознанию. На обществознании немного повозмущались, но получив ответ учителя, что теперь это нигде не прописано, хитро улыбнулись и стали писать.

День пятый
(заключительный)
18.01.11.

Зам. директора по ВР решила с утра не проводить радиогазету. Ждала, что кто-нибудь задаст вопрос: «И радиогазет не будет?». Но никто не отреагировал.

Из запоминающихся событий только одно. Член Совета ЦО ученик Н. попросил вернуть «демократию» и сам предположил, что причиной такого шага директора была его неудовлетворённость в том, что на словах у нас с органами самоуправления всё хорошо, а на деле всё далеко не так гладко. Он сам же и подвёл итог своим размышлениям: «Как во всей стране, также и у нас в школе!» Именно об этом  думал и я, размышляя над тем, почему все так покорно сдались директору. Мой ответ ему: «В нашей школе мы можем и должны «сделать» демократию не такой как во всей стране!»

Никто из органов школьного самоуправления так ко мне и не подошёл!

Выводы

(из школьной телепередачи «Пять дней, которые не потрясли школу»)

Что показала провокация со стороны директора?

   1. Учителя и учащиеся оказались несостоятельными в защите своих прав на управление школой (особенно здесь стоит отметить тех, кто был выбран в органы школьного самоуправления).
   2. Уполномоченный по правам участников образовательного процесса и его помощники, призванные защищать права учащихся и сотрудников оказались безынициативны, пассивны и легко смирились с неправомочными, «диктаторскими» действиями директора.
   3. Ещё раз подтверждён давно известный факт – урок только тогда будет эффективным, если он связан с жизнью. Поэтому стоит задуматься, в данном случае учителям истории и обществознания, насколько наши уроки связаны с реальной жизнью.
   4. Задуматься также надо всем учителям, что, если мы говорим на уроках о гражданственности, патриотизме, свободе, то этим категориям должны стремиться сами соответствовать. Если пропагандируем известные строки: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан!», то должны быть и сами примером в этом отношении для наших учеников!
   5. Учитель, не умеющий или не желающий отстаивать свои права, права своих воспитанников, никогда не сможет воспитать свободного человека!
   6. Воспитывать свободного ученика необходимо с первого класса, иначе будет поздно, и хочется надеяться, что именно нынешние ученики начальной школы в будущем никогда не позволят повториться данной ситуации.

Главный наш жизненный урок: подавляющее большинство учителей и учеников без особого сопротивления готово было «за просто так» сдать то, что взращивалось на протяжении 15 лет самими учителями и несколькими поколениями учащихся нашей школы!
Я меньше всего хотел бы, чтоб кто-нибудь (особенно учителя) подумали, что я в роли обвинителя. Ни в коем случае! Это, скорее всего «момент истины», который позволит нам осознать значимость работы по развитию школьного самоуправления, а также «встрепенуться», учителям и учащимся объединиться  для построения школы, в которой слова не расходятся с делами!

В ближайшие дни у нас пройдут очередные выборы в Совет ЦО (надеюсь, что вы теперь жёстче обозначите для себя критерии к кандидатам в этот орган школьной власти). Кроме этого,  необходимо провести серьёзный разговор по сложившейся ситуации на ученических советах классов и школы, а защитники прав участников образовательного процесса поймут, что они именно защитники, для этого их собственно выбирали!

   
 
 
 

17.03.2011  |  Просмотров: 6086  |  Комментариев: 2

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Комментарий удален

 Великов Андрей Владимирович   18.03.2011 в 09:16

 

Замечательный и показательный материал. И вывод напрашивается сам собой. Сдались не потому, что равнодушны. Сдались потому, что не умеют пользоваться уже данными правами. Ситуацию придется править простым, но трудоемким процессом - УЧИТЬ ДЕМОКРАТИЮ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ. К выводу этому пришел на опыте работы собственного Управляющего Совета. Как этот опыт показал, выраженные лидерские качества еще не залог успешной работы школьного самоуправления. Любой руководитель приведет примеры, как затухают глаза "лидеров", когда оказывается, что школьная жизнь развивается по определенным правилам. А если еще оказывается эти правила надо задавать самим ( и за них отвечать)? Вывод: самоуправлению (как и управлению) надо учить. Если мы вводим управляющие советы в повседневную жизнь школы, мы должны создать систему подготовки (хотя бы правовой ликбез) членов этих советов. В противном случае, получаем вместо управляющего совета сельский сход.

 Великов Андрей Владимирович   18.03.2011 в 10:48

 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.