Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Блоги

Блогеры   Лента   Популярные   Обсуждаемые  

Антошкин Павел Александрович

Специалист отдела информационных технологий, Издательская фирма «Сентябрь»

To Google or not to Google

В течение двух дней, 2 и 3 ноября 2012 года, в московском офисе компании Google проходило мероприятие, которое, я уверен, ещё будет вспоминаться по прошествии многих лет. Его официальное название - «Академия преподавателей Google в Москве».

Я пользуюсь сервисами, предоставляемыми Google, уже не первый год. Именно поэтому интерес к развитию этой компании у меня искренне-заинтересованный.  Именно поэтому я всегда обращаю внимание на новости этой компании, на информацию о том, как люди на практике используют то, что предлагает эта компания. Естественно, только продуктами Google мой интерес никогда не ограничивался, но так исторически сложилось, что бОльшая часть сетевых инструментов и сервисов, которая мною используется, разработана специалистами именно этой компании.

В последние два года у меня идет очень тесное общение с довольно широким кругом коллег из сферы образования, которые, как и я, прекрасно понимают, что интернет - это не помойка. Интернет - это расширение нашего общего мира, в котором мы живем, и поэтому интернет, в силу своей технологической мощи и меньших, чем привычная нам жизнь, ограничений, выступает как своеобразное увеличительное стекло, через которое можно разглядывать природу несовершенного человека, стремящегося к совершенству. Отсюда - огромное количество ресурсов, собирающих всякую мерзость, отсюда - множество серых и унылых сайтов и отсюда - то главное, что оправдывает широкое распространение и продолжающееся развитие этой сети. Интернет предоставил нам всем возможность сделать доступной каждому всю ту бесценную культурную информацию, которую накопило человечество за весь срок своего существования. Интернет позволяет нам улучшить коммуникации друг с другом. Интернет позволяет нам действовать быстро и эффективно, быстро находить ответы на любые вопросы. Интернет позволяет людям, лишенным возможности свободного перемещения, получить хотя бы часть из тех впечатлений и возможностей, которых они оказались лишены. Продолжать список можно бесконечно, но не написать об этом я не мог, ибо, рассуждая про Google, очень важно обозначить роль этой компании в развитии "светлой стороны" той части нашего с вами мира, которая находит отражение в Интернете.

Я уже упомянул о своем общении с теми людьми, которые пытаются использовать сервисы Google в своей профессиональной деятельности. Это - учителя, администраторы, методисты, библиотекари и другие категории специалистов, принимающих участие в образовательном процессе. Характерной особенностью в поведении большей части этих людей, как мне кажется, является не только креативность, но и готовность делиться своим опытом с другими, даже несмотря на то, что это требует дополнительных усилий и времени. Но ничего удивительного в этой активности людей нет, ибо ничто так не обогащает профессионала, стремящегося к саморазвитию, как общение с другими профессионалами. Видимо, именно эти качества и привели к тому, что постепенно ко многим людям пришло понимание необходимости организовать тесное взаимодействие активной части образовательных Google-практиков с компанией Google. Это желание профессионалов совпало со стратегическими планами Google по развитию и продвижению своих технологий, и в результате такого взаимного влечения и произошло то событие, о котором я хочу рассказать.

Поскольку круг людей, использующих технологии Google в образовательной деятельности, довольно широк, организаторы Академии преподавателей Google в Москве задали определенные рамки, ограничивающие круг будущих "Академиков" до 50 человек (реально их оказалось больше). Каждому желающему принять участие в этом мероприятии, требовалось заполнить регистрационную анкету, позволяющую кандидату описать свой опыт использования информационно-компьютерных технологий в образовании, а также снять и прислать видеоролик на 1 минуту, отражающий как технические навыки кандидата, так и расширяющий представления о его педагогическом опыте. Сейчас я не хочу рассказывать о технических деталях конкурсного отбора и цитировать формальные отчеты о том, что было в офисе Google в дни проведения Академии. В конце моего поста будет несколько ссылок, которые позволят желающим узнать подробности. Я буду делиться лишь собственными впечатлениями от пребывания на этом мероприятии в первый день.

Сразу же хочу оговориться, что я на это мероприятие попал не в качестве участника, выполнившего все необходимые для этого условия, а как гость. Понимая, что я, увы, не занят в образовательном процессе и поэтому преподавателем не являюсь, но с другой стороны осознавая свою явную причастность к этому событию и личное знакомство почти с третью участников Академии, я написал письмо организаторам и получил "входной билет", за что еще раз выражаю им свою искреннюю признательность. В силу своего неполноценного статуса я также присутствовал в офисе Google лишь в течение первого дня. Зато мой статус позволил мне, не вовлекаясь в работу рабочих групп, свободно перемещаться, беседовать с людьми и наблюдать.

Итак, что я увидел и узнал:

1. Формальные сведения об участниках: 
- 58 человек из России, Украины, Беларуси, Эстонии, Киргизии (главный критерий - преподавание на русском языке)
- возраст (по ощущениям) от 25 до 60. В среднем - 35-40.
- место работы - школы, средне-специальные учебные заведения, ВУЗы, учебные центры, социально ориентированные НКО.

2. Команда Google:

- Виллиам Флоранс, директор по образовательным сервисам Google в Европе, Ближнем Востоке и Африке (на снимке)
- Гульнара Ластовецкая, менеджер по образовательным проектам в РФ и СНГ (на снимке)
- Дайана Грин, член совета директоров Google
- Бекки Эванс, менеджер программ Google для школьного образования
- другие отрудники различных подразделений Google, которые принимают участие в разработке или поддержке основных сервисов Google и работают не только в Москве, но и в других подразделениях Google.

3. Отдельные люди, мне ранее известные:
- Борис Ярмахов, доцент ННГУ, в течение последних двух лет - первый и единственный сертифицированный преподаватель Google в России. Борис фактически явился тем двигателем и организатором со стороны российского образовательного сообщества, который приложил максимум личных усилий для того, чтобы описываемое мероприятие состоялось. Ранее Борис посещал другие встречи Академии Google, проводившиеся в других странах. Этим летом при поддержке Intel Борис выпустил книгу «1 ученик : 1 компьютер» Образовательная модель мобильного обучения в школе. Эта книга раздавалась всем участникам Академии (см. ниже)
На фотографии - Борис Ярмахов и Бекки Эванс.

- Юрий Ээльмаа, заведующий сектором образовательных веб-технологий РЦОКОиИТ (Санкт-Петербург), давний друг нашей редакции, регулярно публикующийся в журнале "Директор школы". Для меня Юрий - это пример человека креативного, умеющего заразить своим энтузиазмом, что в результате позволяет ему создавать небольшие армии своих последователей :)
Одним из примеров его воплощенных идей уместно будет назвать блог педагогического клуба сетевого взаимодействия, созданный, кстати, с помощью инструмента Google Блоггер. Юрий, регулярно проводя очные курсы для педагогов по основам использования сетевых сервисов в педагогической деятельности, решил для выпускников этих курсов сохранить возможность дальнейшего общения, обмена опытом с помощью коллективного блога (туда пишет не только Юрий, но и другие его члены). Кроме того, раз в месяц проходят очные встречи участников клуба, на которых анализируется опыт, наработанный членами Клуба и их коллегами, которые иногда посещают заседания Клуба в качестве почетных гостей.

- Людмила Рождественская, образовательный технолог в Таллиннской центральной русской гимназии, активный участник проектов, связанных с использованием информационных технологий в образовательном процессе. Одним из самых интересных проектов, в организации которых Людмиле принадлежит одна из главных ролей, я считаю сетевой международный проект "Гений места". Сайт этого проекта сделан на основе сервиса Google Сайты, а для его наполнения использовались и другие инструменты Google. Продолжением проекта "Гений места", без сомнения, стал сетевой проект "Парковый урок".
Также хочу обратить ваше внимание на один из последних постов Людмилы в блоге «Учимся с Google и другими». Он является продолжением темы организации электронного документооборота в школе, над которым Людмила активно работает уже не первый год.

- Мария Смирнова, учитель начальных классов одной из московских школ, создатель сетевого ресурса для учителей начальной школы, детей и их родителей Nachalka.com. Мария умудряется совмещать работу в школе с организацией деятельности одного из крупнейших сетевых сообществ, при этом успевая участвовать лично или в команде со своими учениками в различных проектах, организовывать обучающие семинары и вебинары для своих коллег, выступать на конференциях и других мероприятиях, связанных с образованием. Издательская фирма «Сентябрь» выпустила уже два компакт-диска из серии "ИКТ в школе", редактором и составителем которых стала Мария. Это диски "ИКТ в школе: уроки для началки" и "ИКТ в школе: проектная деятельность  в школе". Естественно, значительная часть проектов, которые Мария организует или в которых участвует, осуществляются при активном использовании сетевых сервисов Google.

4. Формы работы во время проведения Академии

Как и всякое событие такого масштаба, Академия начала свою работу с выступлений организаторов, которые рассказали о Google: интересные факты, современные тенденции, планы. Несмотря на относительно формальную задачу этой части работы Академии, слушать выступления было интересно.
Первым по настоящему рабочим мероприятием, которое я увидел, была работа в группах. Все участники разбились на пять групп и сели вокруг своих столов. Во главе каждого стола расположились один или два сотрудника Google, специализирующихся каждый на своих сервисах Google. Вначале сотрудник устраивал небольшую презентацию о своем продукте, потом раздавал задания, а по ходу их выполнения пытался отвечать на вопросы, которые задавали участники. Очень скоро я понял, что некоторые вопросы ставят сотрудников Google в тупик, а на лицах отдельных участников появляется выражение скуки (возможно, я немного преувеличиваю). Надо отдать должное сотрудникам Google - они очень быстро перестроились. После того, как первый цикл работы за столами завершился, сотрудники поменялись столами и начали общаться снова. Однвко в этот раз рассказа о простейших функциях уже не было. Начался активный обмен информацией. Как мне кажется, эта коллективная работа оказалась одинаково полезной как будущим "Академикам", так и сотрудникам Google. Первые получили ответы на часть важных для себя вопросов, а вторые собрали некоторое количество вопросов и критических замечаний, которые, быть может, повлияют на дальнейшее совершенствование отдельных инструментов Google.

Вторым рабочим мероприятием, которое я увидел, был мастер-класс, проведенный Юрием Щербаковым, учителем из сельской школы Владимирской области, активным участником образовательных программ Intel (на фотографии справа) . В этот момент в зале осталась половина участников, поскольку вторая отправилась на параллельный мастер-класс. Целью работы в группе Юрия стала совместная разработка сайта школы. Вначале каждый из членов этой подгруппы выбрал себе должность в структуре этой модельной школы, затем в результате обсуждения решили, какой должна быть структура сайта. После этого каждый из участников стал создавать те страницы сайта, за которые он "отвечает" учитывая свою должность. К сожалению, я не застал окончания работы этой группы, но могу сказать, что коллективная работа над сайтом протекала гораздо быстрее, чем если бы этой разработкой занимался в гордом одиночестве один учитель информатики.

Судя по прочитанным позже отчетам второй день получился еще более насыщенным. Участники Академии активно участвовали в так называемых баркемпах, рассказывали о своей работе, показывая привезенные с собой презентации и другие материалы. Очень важным при этом является то, что каждый смог высказаться, каждый увидел других, каждый смог задать вопросы своим коллегам, и это, без сомнения, является отличным фундаментом для того, чтобы наладить дальнейшую совместную работу группы сертифицированных преподавателей Googlе. 

5. Выводы
Как мне кажется, главной целью этого мероприятия, конечно же, не была раздача значков и сертификатов. На этой встрече стало ясно, что Google планирует расширять свои бесплатные сервисы и стремится к тому, чтобы они были удобны и эффективны для использования в сфере образования. С другой стороны стало очевидным, что среди русскоязычных пользователей (речь - не только о гражданах России) уже сформировался слой профессионалов, которые готовы взять на себя определенную ответственность по продвижению этих технологий, по сбору и обобщению лучшего опыта использования сервисов Google, чтобы тем, кто идет вслед за ними, было проще создавать собственные проекты, направленные на облегчение работы администраторов и учителей, на расширение образовательного пространства учебного заведения за счет использования облачных сервисов (кстати, предлагаемых не только Google).

Также я для себя сделал вывод, что пока сообщество еще не выработало удобные механизмы для совместной работы. Именно налаживание жизни этого экспертного сообщества, построение эффективных алгоритмов совместной работы, определение основных приоритетов дальнейшей деятельности, разработка подходов к распространению накопленного опыта и являются сейчас главными задачами.

Пока же остальным педагогам и администраторам, которые хотят научиться использовать технологии Google в своей работе, я могу порекомендовать изучение уже имеющегося опыта, активно публикуемого в Интернете (часть ссылок имеется и в моем посте). 

Редакция журнала "Директор школы" также рассматривает возможность начать на регулярной основе делиться со своими читателями некоторыми секретами использования облачных сервисов, поэтому мы будем благодарны за ваши комментарии, предложения, личный опыт, связанный с этими технологиями.


***

Сотрудники Издательской фирмы «Сентябрь» тоже активно используют отдельные сервисы Google и имеют опыт организации коллективной работы с их использованием. У большинства моих коллег помимо рабочей почты есть еще и почтовый аккаунт в Google. Многие используют Google Календарь, позволяющий эффективно планировать свою деятельность. Используются и общие календари, позволяющие какую-то часть совместной деятельности связывать с личными планами. С помощью сервиса Google Reader мы научились экономить свое время, собирая в одном месте новости из всех источников, которые нам интересны. Сервис Google Alerts позволяет нам получать уведомления о новостях или публикациях, в которых используются важные для нашей работы ключевые слова.  Одним из самых любимых и чаще других используемых сервисов является сервис Google Диск, позволяющий организовать эффективную совместную работу с документами. Одним из самых ярких примеров использования этого сервиса, как мне кажется, является работа по экспертизе книги Константина Михайловича Ушакова, создавшего нашу фирму и придумавшего журнал Директор школы двадцать лет назад. В начале этого года еженедельно Константин Михайлович выкладывал очередную главу своей книги в закрытую папку в Google Drive, доступ к которой был предоставлен двум десяткам экспертов. Каждый из них имел возможность в течение недели комментировать текст главы, иногда дискутируя не только с автором, но и друг с другом. По итогам такой "экспертизы в прямом эфире" книжка и была оформлена, часть замечаний и поправок была принята с благодарностью.

Другой опыт, менее удачный, в котором мы приняли участие - это попытка создать закрытую площадку для общения членов Совета директоров на базе сервиса Google Сайты. Впрочем, это совсем другая история :)

***

Ссылки (открываются в новом окне):

Академия преподавателей Google в Москве. Публикация Гульнары Ластовецкой, менеджера по образовательным проектам Google в РФ и СНГ, в официальном блоге Google 

Встретимся в Google. Публикация Марии Смирновой, учителя начальных классов

Безбумажные школы, или о подходе Google Apps для образования. Пост Тынчтыкбека Жанадылова (Киргизия) в личном блоге. Тынчтыкбек - образовательный тренер по IT-технологиям 

Академия преподавателей Google. Пост в личном блоге Марии Сониной, преподавателя обществознания

Монография Бориса Ярмахова «1 ученик : 1 компьютер» Образовательная модель мобильного обучения в школе на сайте Образовательной галактики Интел (читать ...).

p.s. За дополнения и уточнения спасибо Жанне Ховрычевой, постоянному участнику заседаний Педагогического клуба сетевого взаимодействия.

   
 
 
 

11.11.2012  |  Просмотров: 5449  |  Комментариев: 27

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Вообще говоря, я более или менее представляю сервисы Гугла. Петь им панегирик не буду - ничего особенного. Ругать их тоже вроде не за что. Наверное, они даже очень хорошие - просто я не достаточно грамотен, чтобы осознать величие этих сервисов. Вопрос в другом. Как и любой другой интернет-сервис, хороший или плохой, Гугл навязывает не столько самого себя, сколько Интернет как НЕОБХОДИМОСТЬ. При этом - учитывая специфику данного портала и описанного мероприятия - НЕОБХОДИМОСТЬ в системе образования. Я даже не буду пытаться доказывать, что сам факт необходимости Гугла в школе под вопросом - тут вряд ли я найду понимание. Поставлю вопрос иначе - нужно ли навязывание разного рода интернет-сервисов детям, у которых не сформированы окончательно, скажем так, навыки до-интернет эпохи. Конечно мне могут возразить, что вести бумажную записную книжку или писать черновики и документы от руки - анахронизм. Что Гугл-документы очень удобны для совместной работы и дают огромные возможности. Спорить с этим не буду - это действительно так для тех, у кого в этом действительно есть необходимость. Есть ли эта необходимость у школьников? Сомневаюсь... И ещё более сомневаюсь, что эту необходимость нужно навязывать или формировать. Не так давно я попросил сына своих друзей, коему 22 года, хохмы ради написать мне письмо - от руки, просто письмо с рассказом о том, как жизнь и вообще. Так вот он этого сделать не смог - точнее, то, что он сделал, эпистолярным жанром назвать вряд ли можно. У него навык писать нормальный письма нормальной ручкой, размеренно развивая внутри письма сюжет рассказа и т.п. Вероятно, мне скажут - а это нужно сегодня? И я отвечу - вероятно многим и не нужно, их устроит новояз, вполне достаточный, чтобы обменятся сообщениями о переносе встречи. Но всё же... Не пора ли чуть-чуть остановится и взглянуть на ситуацию иначе. В школа поставлены компьютеры, интерактивные доски, кое-где используют iPod и iPad и т.п. В общем - лепота! Но человечество прошло определённый путь, и путь этот породил огромный культурный слой. Я, конечно, не призываю писать гусиным пером, но чернильной ручкой - почему бы и нет? Я не призываю (хотя стоило бы) вводить в школе основы стихосложения (такой призыв всё равно не будет услышан), но научить детей писать обычные письма на обычной почтовой бумаге обычной ручкой - стоило бы. Не пригодится? А кто знает... Я приведу вроде бы мало касающийся Гугла пример. Визитная карточка сегодня есть практически у каждого. А культура пользования ими - исчезла. Или исчезает... Это естественно, скажете? Да всё естественно - особенно, когда мы этому потакаем... В общем - ругать Гугл, конечно же, не за что. Хороший, видимо, сервис. Но всё же...

 Максименко Павел Юрьевич   12.11.2012 в 18:38

 

Павел Юрьевич, спасибо Вам за комментарий, за высказанные сомнения. Я вполне понимаю Вашу обеспокоенность тем, что сейчас процесс получения образования, да и само образование как таковое, оцифровываются все больше, что почти неизбежно приводит к потере внутреннего качества. Но, как мне кажется, не все так страшно, у нас ещё есть шансы увидеть изменения к лучшему. Сформулирую две небольших мысли и пока этим ограничусь:
1. Ещё 50-40 лет назад основным средством пополнения домашних музыкальных коллекций были пластинки. Когда стали доступными магнитофоны, их постепенное распространение почти постоянно сопровождалось рассуждениями о том, что магнитофоны убивают звук, что пластинка - живая, а кассета - это фу! Думаю, что прошло уже немало лет с тех пор, как большинство людей признали право цифры на существование в мире музыки. Очень может быть, что мы сейчас наблюдаем похожие процессы и с оцифровкой знаний. Распространять уже научились, но пользоваться с чувством, с толком, с расстановкой — пока не очень.
2. Всё то, что я наблюдаю в деятельности некоторых своих коллег из околоцифрового мира, показывает мне, что постепенно количество перерастает в качество. И инструменты Google, как я их расцениваю, это - тот дополнительный функционал, который позволяет быстрее и эффективнее манипулировать данными, превращая это в набор простейших операций, приводящих к значительным результатам. И в этой связи очень может быть, что как раз такие глубокие по содержанию и качеству образовательные проекты, как Ваш, благодаря этому инструментарию станут известны бОльшему количеству мотивированных детей, родителей и педагогов. И не спрашивайте меня - каким образом. Я пока не знаю :)

 Антошкин Павел Александрович   12.11.2012 в 21:27

 

По пункту 1 - я пользуюсь виниловыми дисками и катушечным магнитофоном, и детей приучаю, несмотря на то, что в доме есть практически вся возможная звуковопроизводящая аппаратура. Цифра - при всех её достоинствах - пока (вероятно, прогресс эту ситуацию измнеит) не может сравниться а налоговым звучанием. Пресловутое отсутствие шумов достигается за счёт потери чего-то другого... жизни :-) При этом я не буду говорить, что цифра плоха и неудобна - нет! И большая часть оборота идёт в цифре. Но ВОСПИТАНИЕ - а не потребление воспитанным уже - следует начинать на аналоге, как мне кажется. Я дочери подарил недавно старый советский зеркальный Зенит-Е. Она, спустя пару дней, сказала - это фотоаппарат, осовоив который начинаешь понимать суть и смысл таких понятий, как выдержка, диафрагма и т.п. При этом, у неё есть прекрасная цифровая зеркалка. Но вот учится всё же стоит на консервативных основах - на мой неправильный взгляд :-) По пункту 2 - "позволяет быстрее и эффективнее манипулировать данными". Бесспорно! Но - ещё раз - мы ведём речь о системе ОБРАЗОВАНИЯ, а не о центре обработки данных. Чтобы пользоваться инструментами обработки данных, нужно сначала понимать ценность тех или иных данных и т.п. В ресторане "Метрополь" (при гостинице) работал не так давно умерший шеф-повар. Пришёл он туда работать мальчишкой-подсобником ещё при Сталине, и даже помнил сталинские банкеты там. Так вот дважды я наблюдал интересный случай. К]акой-то клиент пожаловался на то, что не очень мягкое мясо. Стали на кухне разборки учинять, и пбовар молодой сказал, что мясо было не очень хорошим, и поэтому не получилось мягким. Сан Саныч (так звали того старого повара) попросил дать ему самый плохой из наличествующих кусков мяса и самую примитивную сковородку, и на глазах у всех поджарил его до потрясающего состояния - мягкого, сочного, отпад! А потом сказал всем - портит Вас всех новомодная техника и слишком хороший выбор мяса. Так что...

 Максименко Павел Юрьевич   14.11.2012 в 16:21

 

Павел Юрьевич, мне кажется, что разговор у нас ушел немного в сторону. Хочу обратить Ваше внимание на то, что говорить о сервисах Гугл бессмысленно в контексте содержания образования. Сервисы Гугл - это набор ИНСТРУМЕНТОВ. Чем, к примеру, плоха электронная почта Google по сравнению с другими почтовыми системами? Почему использование Календаря Гугл или документов Гугл является признаком поверхностности системы образования, обеспеченной среди прочего и этим инструментарием? Может быть, дело в том, КТО и КАК их использует? Ваш пример с поваром в данном случае совершенно не опровергает мою позицию. Проводя свою аналогию, могу уподобить упомянутую Вами примитивную сковородку с текстовым редактором лексикон, а варочную поверхность навороченной плиты - с сервисом Google Docs. Но ТЕКСТ, который создается с их помощью, зависит исключительно от автора. При этом Google Docs добавляет новые возможности, в частности, для совместной одновременной работы. В УДОБНОМ формате. Один правит документ, сидя дома, другой - в учебной аудитории, а третий - сидя в Сапсане. Гугл, предлагая школам свою систему Google Apps for Education, не предлагает УЧЕБНЫЙ КОНТЕНТ. Он предлагает ИНСТРУМЕНТ для построения собственной коммуникационной среды. Чем её наполнят - это, пардон, целиком зависит от того, кто её будет наполнять.

 Антошкин Павел Александрович   14.11.2012 в 20:17

 

"Чем, к примеру, плоха электронная почта Google по сравнению с другими почтовыми системами?"(с) Скажем так, что ничем не хороша. Современные хостеры предоставляют пакет услуг намного эффективнее, чем халявная почта. "Почему использование Календаря Гугл или документов Гугл является признаком поверхностности системы образования, обеспеченной среди прочего и этим инструментарием?"(c) Поработайте с физическими, химическими, математическими формулами в документах, подготовьте публикацию с гипертекстовым содержанием, и забудете про Google Docs. Календарь в Moodle намного функциональнее.

 Белянин Игорь Владимирович   15.11.2012 в 00:45

 

У меня долгое время не было в доме перфоратора. Как-то мне приятель подарил ОЧЕНЬ хороший префоратор. Какое-то время он полежал, а потом я решил его опробовать. И стал дырки в стенах сверлить - что-то вешать, и т.п. Перфоратор работа прекрасно, претензий - никаких. В результате, я просверлил всё, что было ЯКОБЫ нужно, повесил, что раньше почему-то не висело и... вскоре понял, что всё это зря. Не висело не потому, что не было перфоратора, а потому - что не должно было висеть. Наличие инструмента - и чем он лучше, тем более - порождает желание его использовать. А я не уверен, что это использование всегда к лучшему. Поэтому инструменты быть должны - очень разные, но в известном смысле они должны быть труднодоступны. То есть, инструмент должен попадать в руки только тому, кто уже НИКАК без данного инструмента не сможет. В давнюю мою бытность игры в ансамбля в кабаках и на свадьбах, был такой случай. За очень весомые деньги нас попросили сыграть "Чардаш" Монти. В сущности, его можно сыграть и без скрипки, скажем, сделав солирующим клавиши или гитару. Но скрипка - душевнее и как-то хулиганистее. Скрипки у нас не было. Но хотелось чего-то эдакого. Зато была электрогитара и куча столовых приборов, ибо это был ресторан. В результате - тупым концом длинного кухонного ножа вместо смычка Чардаш был сыгран в скрипичной технике на обычной электрогитаре, чуть перестроенной. Более того - это произвело такой фурор, что нам его после этого за вечере его столько раз заказывали, что мы его почти возненавидели :-) И каждый заказ, кстати, оплачивался! А представьте, что у нас была бы скрипка? Ну и что? На скрипке Чардаш играет всяк, кому не лень - и этим не удивишь. Поэтому, даже когда кажется, что данный инструмент необходим, то не всегда эта необходимость столь очевидна.

 Максименко Павел Юрьевич   26.11.2012 в 02:31

 

Технологии Google как и любое инженерное решение имеют свои достоинства и недостатки. Спектр технологий широк, для образования их выделили в специальную категорию Google Apps for Education. Пристально рассматривая эту категорию сервисов и инструментов рано или поздно приходишь к выводу, что в целом они направлены на развитие примитивности мышления. Очевидно, что используются наработки 10-летней, а то 20-летней давности... просто сменили обёртку и вложили G. Хотя... в принципе, процесс не нов. Точно так же нам в конце 80-х впаривали простые восьмиразрядные компьютеры и присутствие директора по образовательным сервисам Google в Африке в этом случае вполне уместно, ибо наверняка найдутся любители и ценители способные разменять российские наработки в дистанционном образовании на блестящие бусы.

 Белянин Игорь Владимирович   14.11.2012 в 14:19

 

Вот - "в целом они направлены на развитие примитивности мышления"

 Максименко Павел Юрьевич   14.11.2012 в 16:22

 

Игорь Владимирович, спасибо Вам за комментарий. Я только что ответил Павлу Юрьевичу, в том числе приведя ряд аргументов, которые просто не хочу дублировать в своем ответе Вам. В этой связи прошу по возможности посмотреть тот мой комментарий. Также буду Вам благодарен за два-три примера отечественных наработок, которые Вы считаете достойными (я имею в виду сейчас прежде всего ИНСТРУМЕНТАРИЙ, а не содержание. Гугл российским школам содержания не предлагает)

 Антошкин Павел Александрович   14.11.2012 в 20:19

 

Для того чтобы говорить об ИНСТРУМЕНТАРИИ давайте выдвинем к нему ряд требований: 1. публикация материала по расписанию возможностью контроля прохождения обучаемым контрольных точек (контроль IP, логирование); 2. возможность создания электронных учебников, с содержанием и структуризацией материала, контекстным поиском, глоссарием, внедрением OLE объектов, контролем текущих знаний; 3. тестирование с автоматизацией проверки результатов, возможностью создания вопросов в открытой, закрытой и конструируемых формах, а также ранжирование вопросов по уровню сложности для адаптивных тестов; 4. возможность распределения прав доступа, root, администрация учебного заведения, автор курса, тьютор, обучаемый; 5. возможность создания полной структуры учебного заведения; 6. автоматизированное ведение отчётности; 7. общение для совместной работы (модерируемый форум, доска объявлений, IRC чат, вебинар ); 8. к современному вебинару особые требования в первую очередь касающиеся создания комнат для общения, наличию интерактивной доски, публикации и материалов во всех доступных современных форматах как то .doc .exl, ppt, pdf, любые видео в растре и векторном изложении, предоставление удалённого доступа к рабочему столу, запуск любых программ с возможностью удалённого управления, запись занятий для многократного проигрывания; 9. электронная библиотека flsh изданий (пример http://cdo.nntu.nnov.ru/95 ) с структуризацией литературы по виртуальным книжным полкам; 10. поддержка современных баз данных (как минимум mysql) и возможность построения СУБД. Это так быстренько навскидку. Что из российских наработок можно посмотреть в этом плане? e-LearningServer 4G, Прометей, WebTutor, Competentum.ИНСТРУКТОР и.т.д Можно без проблем бесплатно использовать LMS open source типа Moodle и.т.п Каждая из которых предоставляет на порядок больше функционала чем Google с его сервисом на уровне фантиков и пазлов. Хотя для начальной школы… такой сервис вероятно приемлем.

 Белянин Игорь Владимирович   15.11.2012 в 00:17

 

Игорь Владимирович, спасибо Вам за подробный ответ. Как мне кажется, мы опять уходим немного в сторону. Google не делает громких заявлений о том, что на базе его технологий (и только на базе них) можно построить автономную независимую информационную систему для образовательного учреждения (хотя, возможно, кто-то из ОУ и выбрал путь такого эксперимента - сделать все на базе инструментов Google). Google предлагает набор инструментов, абсолютно бесплатных для образовательных учреждений, часть из которых позволяет делать вещи, которые с помощью другого легко доступного инструментария делать сложнее (или вообще сделать, не обладая квалификацией программиста, нельзя). Это предполагает, что инструменты Google можно интегрировать с другими информационными системами, используемыми ОУ. Например, упомянутый Вами в качестве единственного бесплатного инструмента Moodle (который я, несмотря на свои программистские навыки, "приручил" с трудом), можно использовать вместе с "Гуглосервисами". Что, кстати, многие и делают. Сюда же можно подвязывать и сайты, сделанные на Вики-движке, и сайт школы (на чем бы он не был сделан). Комбинаций может быть великое множество. То, какую конкретно структуру построит отдельная школа, то, чем она её наполнит - это целиком ответственность школы.
Еще один момент. Google - это очень динамично развивающаяся технологичная компания. То, что в настоящий момент не все их сервисы содержат тот функционал, который хотелось бы видеть конечным пользователям, не означает, что этого функционала не появится со временем. Работающее сообщество практиков, пытающихся использовать эти сервисы в своей деятельности, имеет теперь шансы не только формулировать свои пожелания по развитию нового функционала, но и доносить свои пожелания до разработчиков Google. Это - вполне положительная обратная связь.
Из отечественных компаний, которые тоже могли бы двигаться в подобном направлении, я бы выделил в первую очередь Yandex, а также Mail.ru (хотя последних я не очень люблю).
Сделать же универсальную учебную среду, на мой взгляд, просто невозможно. Государство нам ее не даст, а отдельные примеры, в том числе приведенные Вами, всегда будут вступать в противоречие с постоянно меняющимися требованиями надзорно-контрольных органов. Поэтому путь использования отдельных простых и понятных инструментов (естественно, предложенных не только Google, но и другими достойными командами), их комбинирование, наработка собственного качественного контента - это та возможность, которая имеется СЕЙЧАС у каждой школы.
Надеюсь, моя позиция понятна.

 Антошкин Павел Александрович   15.11.2012 в 09:24

 

Павел Александрович, автономная независимая информационная система образовательного учреждения не может быть LMS, обо последняя только входит в неё как составной продукт для организации и контроля знаний учащихся, наряду с системой документооборота, бухгалтерией (автономные составляющие), библиотекой и.т.д. LMS как раз и есть набор инструментов, на порядок превосходящий GoogleApps по функционалу и количеству. Если у вас вызвало затруднение установка бесплатного Moodle, можно порекомендовать ATutor (по моему опыту консультирования её устанавливали учащиеся НЕтехничеких колледжей и лицеев). Инструменты Google Docs бесплатны? Постараюсь завести блог и подробно объяснить чем платит российское образование за их внедрение. В своё время поработал на такую организацию как POCОБРНАДЗОР (в послужном списке с десяток аттестованых ВУЗов и их филиалов) и миф о изменяющихся требованиях к внедрению LMS прошу не распространять. Комиссия при аттестации и аккредитации любого учебного заведения в первую очередь обращает внимание на наличие LMS её количественное и качественное наполнение. Естественно, что закупленная LMS пойдёт в плюс руководителю за целевое освоение бюджетных средств. Бесплатная LMS тоже пойдёт в плюс, и Google Apps пойдёт в плюс, но возникнет минус по кадровому составу раз он не способен построить простую клиент-серверную систему. Так что подытоживая вашу реплику про государство. Оно дает средства на федеральном или местном уровне. А выбор пути их расходования всецело лежит на плечах руководителя (если говорить в контексте этого журнала) . Далее про инструменты с громким названием сайты (надеюсь вы понимаете, что любой плохонький сайт имеет инструментарий за контролем за доступом, динамическим обновлением хотя бы по ftp... даже если рассматривать его на уровне середины 90-х) это home page "хомяк-по нашему" с простейшими фреймами и шаблонами хуже чем те, что предоставляет уже более десяти лет сервис narod от Яндекса. Надеяться на динамично развивающуюся компанию не стоит, ибо вектор её развития направлен в другую сторону, где есть действительно выдающиеся результаты как поиск, Android. Google Apps развивается, как говориться, для галочки и это хорошо видно по «обновлённому» в этом году интерфейсу. Или тот же убогий Google диск явно уступающий dropbox`у. Если говорить про так называемые облачные технологии (термин придуманный явно пиар менеджерами… о чём неоднократно говорили на ixbt) в России, то они достаточно динамично развиваются на уровне закупки и эксплуатации дата-центров ведущими техническими университетами страны (поищите пример челябинцев), которые уже сейчас могут предоставить свои мощности помимо решения собственных задач.

 Белянин Игорь Владимирович   17.11.2012 в 00:20

 

Игорь Владимирович, небольшое дополнение к моему тексту. Это - ссылка на "конспект" того, что обсуждалось в рамках одного из мероприятий той конференции, которой я посвятил свой пост. http://edublogru.blogspot.ru/2012/11/google-google.html

 Антошкин Павел Александрович   15.11.2012 в 15:34

 

Прочитал существующие комментарии. Такое впечатление, что происходит разговор слепого с глухим, причем на разных языках и на тему: вот я купил автомобиль, но он плохо копает землю.

Читая комментарии потенциально (место разговора обязывает) уважаемых оппонентов, не уставал удивляться «позициям».

История про 22-летнего не умеющего писать оболтуса не имеет никакой связи с ИТ: он просто мало писал, ему не показали, что это здорово и интересно, возможно, он плохо учился в школе. Традиционная школа часто воспитывала «страх перед белым листом» (мы все оттуда родом) со всеми ее дремучими рекомендациями, как писать сочинение («вступление — основная часть — заключение», как будто по-иному бывает). Сегодня есть примеры, когда дети пишут в коллективный блог читательские дневники, читают друг друга, комментируют. Просто пишут. И свой стиль вырабатывается, и хорошо писать начинают. И то, что стиль и навык постоянного письма — тоже сторона сетевой деятельности ученика — это сегодня почти общее место. А вот чернильным пером — сомневаюсь, что будут. То, что мы, в принципе, последнее поколение, которое пишет ручкой (как бы мы к этому не относились) — это может не нравиться, но придется принять. Потому что мир у нас не спросит, какое гусиное перо нам нравится. Наверное, поэтому в финской школе (привет, PISA!) при переходе в среднюю школу ученик должен вслепую набирать 170 знаков в минуту на клавиатуре. Когда-то у нас были хвосты (несомненно, аналоговые!) чтобы качаться на лианах, но куда-то вот поиздержались вроде бы.

Культура пользования визитками исчезла — это да. Потому что получаешь карточку, фотографируешь ее на мобильник в специальной программе, кладешь в Evernote и она всегда в облаке. А страдать, что на встрече визитки закончились, бегать их печатать, терять, заводить кожаные визитницы — это для коллекционеров.

Историю про цифровой звук давайте сразу спишем в мифы, ладно? В свое время очень пристально этим занимался, много разговаривал как с технарями, так и с людьми из консерватории. Итог: разницу между 256 и 320 битрейтом MP3 можно услышать лишь при условии: 1) Колонки деревянные, стоимость более 2000 USD. 2) Человек профессионально занимается музыкой (ну хоть музшкола должна быть в активе и тренированное ухо).3) Никакого рока, никаких басов и ударных, только классика (лучше не оркестр, а струнные или рояль соло) или джаз. 4) Студия или комната, в которой выверен путь звука и человек находится в четко определенном месте. И при всех этих условиях в трети случаев может быть допущена ошибка. Потому что с т.з. физиологии это практически не слышит человек. Поэтому «нет жизни» — это вопрос вкуса и самоубеждения. Или динамики у компьютера стоит поменять.

Что такое «прекрасная цифровая зеркалка», на которой нельзя понять, что такое выдержка и диафрагма — тоже понять непросто. Если брать хотя бы кэноновскую серию EOS (не говоря уже про Mark), может, стоит перечислить возможности современной цифрозеркалки, о которой «Зенит» не имеет ни малейшего представления? Еще «ФЭД» был. А в начале ХХ века еще на кодаки снимали и вспышкой с дымом пшикали, давайте вернем эти «живые» фотографии!

Мысль о том, что «Современные хостеры предоставляют пакет услуг намного эффективнее, чем халявная почта» мила. Правда, примеров не будет, если мы говорим о почте с веб-интерфейсом. Да, в обработке массивов корпоративной почты MS Outlook в чем-то оптимальнее, но есть ли примеры еще?

«Пристально рассматривая эту категорию сервисов и инструментов рано или поздно приходишь к выводу, что в целом они направлены на развитие примитивности мышления». Один оппонент сказал, другой тут же согласился. Как прекрасно думать вместе!
Давно вы GoogleApps пристально рассматриваете? Инструмент, НАПРАВЛЕННЫЙ НА РАЗВИТИЕ (!!!) ПРИМИТИВНОСТИ МЫШЛЕНИЯ — это прекрасно. Так и представляю ТЗ разработчиков: обязуюсь сформировать инструмент, на 8,2% лучше развивающий примитивность… Да-да, и в Гугле все сидят такие! Если же серьезно, то в чем заключается ваше «пристальное рассмотрение»? Вы участвуете в сетевых образовательных инициативах, проектах, работаете с учениками в открытых веб-средах? Приведите ссылки. Нет? —тогда в чем смысл пассажа?

И если оппонент не понимает, в чем разница между LMS и Google-сервисами, что Гугл никогда не ставил цель сделать второй Moodle и песня вообще о другом, то нет смысла писать списки «10 вещей, которые Гугл не умеет и поэтому он дрянь».

Не хотел писать этот комментарий, вот честно. Тем более, что он огромный получился. Просто очень неприятно стало, что во вполне приличном месте пошел совершенно дилетантский разговор, попытка Павла в чем-то убедить людей извне, которые либо не понимают предмета диалога, либо вооружены «оригинальными взглядами и новейшими методиками», которые, скажем предельно корректно, несовременны уже лет эдак... Я не адепт Гугла и не сижу в нем на зарплате. Я просто с гугловскими и другими веб-сервисами работаю, помогаю педагогам работать с ними и вижу, как они меняют образовательный процесс и что происходит с людьми. Сильно отличное от «развития примитивности». Диалог этот можно продолжить, когда люди на своей шкуре «проживут» сетевой проект, деятельность, активность — тогда не будет нужды тратить время.

А тебе, Павел, совет. Не за каждый комментарий надо благодарить, не каждое принимать как существующее. Потому что так теряется точка отсчета (всем мнениям быть, я ничего не знаю, у меня только мнение!) и, прости уж, профессиональная идентичность.

Если кому-то мой комментарий показался оскорбительным — что ж…

 Ээльмаа Юрий Владимирович   16.11.2012 в 05:43

 

Юрий, спасибо за аргументированную поддержку и за корректность формулировок. Мне кажется, что если дискуссия будет продолжена (хотя лично я уже не вижу в этом особого смысла), этот стиль будет сохранен.
Добавлю лишь то, что когда мысль сформулирована и зафиксирована, любые возражения, высказываемые по этому поводу другими, заставляют глубже проникнуть в обсуждаемый предмет. В этой связи я благодарю всех, кто оставляет комментарии, независимо от степени своего согласия с их позицией.

 Антошкин Павел Александрович   16.11.2012 в 08:11

 

Уважаемый, Юрий Владимирович. ВЫ задали вопросы... на некоторые постараюсь ответить. «Вы участвуете в сетевых образовательных инициативах, проектах, работаете с учениками в открытых веб-средах?» С 2006 года. Краткую биографию можете почитать на этой страничке http://cdot-nntu.ru/index.php/sotrudniki Основным ранее был федеральный образовательный проект по направлению "Информационно-коммуникационные технологии в преподавательской деятельности" для преподавателей НПО и СПО. 72 часа с удостоверением государственного образца, по сравнению с бумажкой от Google. В настоящее время на моих плечах 2 из 6-ти президентских программ дистанционного повышения квалификации по направлениям атомпрома и судпрома. Использую платформы Polycom`а и Openmeetings. Cо студентами заочниками по предметам “Основы микропроцессорной техники”, «Программируемые элементы цифровых устойств», «Системное программирование» работаю на платформе e-Learning Server. Далее… Google Apps поддерживаем на уровне специально выделенного демонстрационного домена в течении года. Очень удобно для демонстрации слушателям его недостатков, также показываем работу службы поддержки, показываем как рационально можно использовать видео-порно помойку ютюб если брать её в расчёт как файлохранилище без собственных крайне примитивных сервисов. Это, кстати, и о внедрении продуктов инструментов, так называемого веб два- ноль в современные LMS. Спасибо за ВАШ юмор! Полагаю, что слоган на столике, очень точно отражающий суть пирамидной промо-акции Google “МММ – наркотики - Google” принадлежит ВАМ? Если так, то не обижайтесь за посыл по остальным вопросам на букву G ;-)

 Белянин Игорь Владимирович   17.11.2012 в 01:51

 

Мне нравятся Ваши аргументы. Только почему-то лучшие фирмы Европы и Америки возобновили выпуск винила. А серьёзные компании во втором десятилетии 21-го века выпускают ламповые усилители, причём - обычные стерео, а не модные 5.1 Только почему то ни Паркер, ни Шифер, ни Уотерман не прекращают выпуск перьевых ручек, а кожаные визитницы широко в продаже. А так, в целом, я со всем согласен :-) И даже не вижу ничего оскорбительного. Единственное, чего не могу понять - хотя и спокойно отношусь к этому - с какой стати Вы, Юрий Владимирович, обратились ко мне на "ты" - насколько мне не изменяет память, я не имел честь пить с Вами брудершафт.

 Максименко Павел Юрьевич   26.11.2012 в 02:41

 

Павел Юрьевич, Юра ко мне на "ты" обращался, не к Вам. На самом деле то, что Вам показалось, что Юрий позволил себе фамильярное обращение по отношению к Вам, в какой-то степени подтверждает Юрины тезисы про то, что разговор в этот раз не получается. Вместо смыслов взгляд выцепляет отдельные слова. Собственно говоря, именно поэтому и я не вижу необходимости в ответах и на последние комментарии Игоря Владимировича Белянина.

 Антошкин Павел Александрович   27.11.2012 в 22:28

 

Что ж, коли так - прошу простить и беру свои слова обратно И что разговор не получается - тоже верно. Но я позволю высказать причину этого - мы все, пытаясь обсуждать нечто, не договариваемся изначально о ценностях. Я с этим много раз сталкивался. Не договорившись о ценностях мы как бы говорим одновременно, но в разных, порой не пресекающихся, пространствах. И правота каждого чаще всего очевидна - но в его пространстве. В каком-то смысле и здесь, и в других местах мы сталкиваемся со своего рода если не с межрелигиозным, то как минимум с межконфессиональным противоречием. В этом смысле прав Юрий Владимирович о возможной потере профессиональной идентичности, которую я бы расширить до идентичности ценностной. Есть ценностные поля, которые, будучи вполне качественными сами по себе, ни при каких условиях не пересеутся, что ни в коем случае не является оценочностью. Меня когда-то давно одна мамочка во дворе дома спросила, почему я не отдаю детей в детский сад. И я ей тогда сказал, что это нужно объяснять, то это объяснять бессмысленно. При этом я не имею ничего против детских садов - но бе меня -:) Как-то так....

 Максименко Павел Юрьевич   28.11.2012 в 07:28

 

Прочла всю дискуссию. Поняла далеко не все :) - много специальных слов. Google с подачи моего среднего сына мы пытались внедрить в работу нашей общественной организации несколько лет назад - не пошло. Осталась только общая почта и несколько её простых прибамбасов. Про "битву цифры и аналога" тоже ничего добавлять не буду - это действительно разговор из разных пространств, и каждый вновь и вновь может добавлять свои аргументы. А вот про инструмент... Я выбрала для комментария последнее сообщение Павла Юрьевича именно потому, что очень оно мне созвучно... Дорогие друзья, Вы не заметили, что все компьютерные технологии, призванные облегчать нам коммуникации и экономить время, на самом деле привели к резкому сокращению реального общения с людьми и свободного времени? Дело не в перьевой ручке - дело в РИТМЕ ЖИЗНИ - либо жизнь человеческая, с её темпом, глубинами, объемностью, либо жизнь технологическая, с её темпом, клиповостью мышления и все ускоряющимся мельканием "кадров". Я не исключаю пересечения, перетекания - но это во-первых, действительно вопрос ЦЕННОСТНОЙ ориентации, а во-вторых, возможности человеческой физиологии имеют свои ограничения.

 Силаева Елена Юрьевна   01.12.2012 в 15:25

 

Вопрос ценностной ориентации - именно так!!! Если задача - бежать вдогонку от самого себе или за самим собой, то, вероятно, все эти технологии очень к месту. Если же задача созерцать - природу, себя в природе, то никому это всё не нужно.

 Максименко Павел Юрьевич   01.12.2012 в 21:28

 

Я бы так "черно-бело" не смотрела на "вопрос оцифровки жизни". С помощью молотка можно построить дом, а можно этим молотком убить. На мой взгляд, ценностные ориентации регулируют как раз направленность, смыслы и цели использования инструмента. Возможности компьютера, интернета и вообще "цифры" используются каждым в силу его разумения, ценностной ориентации и значимых именно для него целей. Норберт Винер, основатель всей современной кибернетики, писал об этом еще в конце сороковых годов :) Недавно читала про человека, который уехал далеко на север и работает в заповеднике - и счастлив. Но у него есть интернет, машина, мотоцикл - и он совершенно не отрезан от цивилизации, просто он нашел в ней свое место.

 Силаева Елена Юрьевна   02.12.2012 в 16:27

 

Я бы тоже не смотрел столь чёрно-бело - но меня на это наталкивают апологеты оцифровывания жизни.

 Максименко Павел Юрьевич   02.12.2012 в 20:20

 

:)) Я предпочитаю смотреть на это с неким здоровым юмором. Помните мультик из цикла про Смешариков: тот, где у них завелся телеграф, они перестали общаться, а потом телеграф сломался :), и они снова обнаружили радость живого общения? Я смотрю на детей... да, есть те, кто погрузился в компьютер и почти потерял себя - но разве эти же дети не нашли бы, во что погрузиться, лет тридцать назад? Я недаром упомянула Норберта Винера - он все это предвидел более полувека назад. Так что человек остается человеком и... немного обезьянкой :) - новая игрушка захватывает многих. Но Вы же сами приводите примеры возврата к живому звуку, фотографиям на пленке, и т.д, и т.п. Кстати, моя невестка сама попросила у меня мой Зенит :) Более того - живую музыку до сих пор люди слушают в хороших залах! Жизнь - она сильнее :)

 Силаева Елена Юрьевна   02.12.2012 в 20:44

 

В том что жизнь сильнее - я тоже уверен!

 Максименко Павел Юрьевич   02.12.2012 в 22:58

 

Павел Юрьевич, я не думаю, что тут проблема с непересекающимися ценностными полями. Просто у нас так получилось, что текст, который на самом деле был посвящен описанию некоторых новых компьютерных технологий, в результате снова вернулся к проблеме смыслов и методов получения образования. Это все равно что дискуссия о том, что в деревне жить лучше, чем в городе, развернувшаяся после прочтения отчета эксперта о посещении автосалона, на котором были представлены новые модели автомобилей. Связь между этими вещами конечно же есть, но, мягко говоря, весьма условная. Возможно, мне надо было изначально в своем тексте более жестко обозначить исходные рамки, но ведь всего не предусмотришь. Какое-то слово или фраза зацепили - а дальше разговор легко уходит в сторону.
Вообще же, если все-таки говорить об образовательных следствиях появления Google, могу поделиться своим ощущением. Естественно, и эта, и другие айтишные компании находятся лишь в начале своего пути. Что воздвигнется в дальнейшем на тех основаниях, которые закладываются сейчас, большой вопрос. Но давайте я попробую привести некоторый пример, который, быть может, позволит "амнистировать цифру" (кстати, благодаря которой мы сейчас общаемся здесь и сейчас, а не растягиваем это удовольствие, отправляя бумажные послания друг другу через быстрых почтальонов).
Пример следующий. Во время расцвета театрального искусства неожиданно появился кинематограф. Первые фильмы, где-то - наивные, где-то - откровенно пошлые, не могли не вызвать откровенно отрицательной реакции поклонников театра. Появились категоричные заявления про то, что кинематограф пришел, чтобы убить высокое искусство. Что мы имеем сейчас? Вполне живой театр и множество киношедевров, которые в рамках театра, замечу, нереализуемы.
Может быть, и с интернетом сейчас происходит что-то похожее? Интернет - среда. То, что в ней происходит, определяется людьми. Великая культура несмотря ни на что пока еще живет и передается от поколения к поколению. Может быть, она сможет облагородить и тот "гадюшник", в пространстве которого мы сейчас и ведем нашу умную беседу? :)

 Антошкин Павел Александрович   03.12.2012 в 09:03

 

Комментарий удален

 Силаева Елена Юрьевна   02.12.2012 в 20:40

 


 


 


 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.